Калмыцкий чай: лучший напиток для знойного лета и суровой зимы
Зеленый чай с молоком и солью занимает особое место в калмыцкой кухне. Это не просто напиток для утоления жажды. Это ритуальный напиток, пришедший к нам из глубины веков от предков-скотоводов и сохранившийся до сегодняшних дней.
Исцеляющий напиток
Существует много легенд о происхождении калмыцкого (монгольского) чая. Одна из них гласит, что великий реформатор Цзонхава однажды заболел. Известный в то время лекарь–эмчи предписал ему в качестве лекарства пить чай с молоком и солью. На 25-й день месяца барса Цзонхава выздоровел. По случаю выздоровления он повелел всем верующим возжечь лампадки и приготовить исцеляющий напиток. Согласно преданию, с тех пор калмыки стали отмечать праздник Зул – Новый год, на котором самым почитаемым напитком стал калмыцкий чай.
Так это или нет – мы не знаем, но и сегодня калмыки с почтением относятся к чаю. При варке чая калмыки соблюдают многие традиции. В кастрюлю с холодной водой закладывают заварку перед кипячением. Ни в коем случае нельзя было кипятить воду без заварки, это считалось плохой приметой (му йор). Обычно кипяченую воду давали только в случае болезни, при этом в нее все-таки добавляли немного соли, каплю молока и чуть-чуть заварки.
Чайные ритуалы
Во время приготовления чая и ритуала подношения все движения совершаются только по ходу солнца. Считается, что такие круговые движения способствуют движению вперед, развитию, приносят удачу.
В кипящий чай по вкусу добавляют молоко, соль, сливочное масло, тертый мускатный орех. Когда смесь закипит, ее помешивают половником по часовой стрелке. Существует обычай набирать чай в половник и, приподнимая его над кастрюлей, выливать обратно 90 раз. Возможно, это имело какое-то ритуальное значение, но приготовленный таким образом чай становился гуще и крепче, кроме того, он насыщался кислородом, от чего улучшался его вкус.
Первая порция утреннего чая – деедж, предназначалась богам – бурханам. К вечеру или через сутки эту порцию отдавали младшему сыну. Вторую пиалу с чаем подавали хозяину дома.
Особое значение придавалось посуде, в которой подавали пищу, нельзя было использовать пиалы с надколотыми краями. Верхом неприличия считалось, да и сейчас считается, подать гостю или главе семейства чай в такой посуде.
Гостей принято угощать свежесваренным чаем. Поэтому, когда в дом приходили или приезжали гости, чай варили в их присутствии. Если хозяйка подавала подогретый чай, это воспринималось как неуважение.
В первую очередь чай подавали старшему по возрасту. Причем, если гостем является духовное лицо или важный сановник, чай должен подать хозяин дома. Гость, получивший первую чашку, произносит благопожелание, адресованное хозяевам дома. Выпив чай, он возвращает пустую пиалу хозяину. Категорически запрещается переворачивать пустую пиалу вверх дном, это означает проклятие. Отметим к слову, что у казахов напротив, принято переворачивать пиалу, это означает, что гость сыт. Иначе хозяева будут подливать ему чай, пока чашка не будет поставлена на стол вверх дном.
У калмыков еще много обычаев, связанных с чайной церемонией. Они характерны для всех монголоязычных народов. В большинстве своем они сохраняются в наше время.
Горячий чай для знойного лета и суровой зимы
Калмыцкий чай довольно питательный напиток. Даже если в нем мало заварки и молока, он утоляет голод. В сибирской ссылке многие люди спаслись от голодной смерти благодаря национальному напитку. В жару горячий калмыцкий чай утоляет жажду, а в холод – согревает. Существует множество рецептов чая. Однако главными ингредиентами у всех монголов являются вода, заварка, молоко и соль. Один из старинных рецептов больше напоминает суп.
Мясной чай. Бараньи ребрышки заливали холодной водой и варили на среднем огне до готовности мяса. Затем мясо вынимали, в бульон добавляли заварку, кипятили, добавляли молоко и соль. С поверхности удаляли всплывшие листья чая. По вкусу добавляли мускатный орех или зерна гвоздики. Наверное, такой чай имел необычный вкус, но главное – он был сытным. В настоящее время этот способ не употребляется.
Чай с поджаренной мукой. Варят обычный калмыцкий чай. В сковороде обжаривают пшеничную муку со сливочным маслом до кремового цвета. Полученную массу добавляют в кипящий чай и хорошо перемешивают половником.
Есть еще один вариант. Муку поджаривают в шкварках, полученных при перетапливании бараньего внутреннего жира. Добавляют ее в чай, сдабривают тертым мускатным орехом или лавровым листом. Получается необычайно вкусно.
Следует отметить, что калмыцкий чай популярен у многих соседних с Калмыкией народов. Его и называют «калмак чай».
В целях сохранения калмыцких народных обычаев и традиций Народный Хурал (Парламент) РК в 2011году учредил День калмыцкого чая. Его отмечают каждое третье воскресенье мая. В этот день проводятся массовые мероприятия в Элисте, во время которых всех желающих угощают калмыцким чаем и борцоками.