Загадочное племя курыканы
Курыканы — общность на территории Сибири и Центральной Азии, упоминания о которых можно обнаружить в древнетюркских рунических надписях VII—VIII веков н. э.
В ряде случаев в надписях фигурирует выражение уч курыкан, то есть «три курыкана», что обычно интерпретируется как союз трех племен, объединенных названием курыкан.
Рунические письменные памятники о курыканах
В большой надписи на памятнике Кюль-тегину, выполненной орхонским руническим письмом, уч-курыканы упомянуты в числе десяти народов и государств, приславших своих представителей на похороны первых тюркских каганов.
В той же надписи при изложении событий, последовавших после распада первого Тюркского каганата, говорится уже о курыканах (без «уч») как о врагах. В надписи енисейским руническим письмом в Уйбате говорится: «когда брали народ курыкан».
Китайские упоминания народа гулигань
В китайских летописях и поэзии VII-IX веков отмечены многочисленные упоминания народа гулигань, чье название обычно считается китайской передачей термина курыкан.
По китайским данным гулигань проживали вблизи "северного моря", под которым чаще всего понимается оз. Байкал. "Строевого войска" гулигань имели пять тысяч человек. Управлял народом правитель с титулом сыцзинь, интерпретируемым как китайская форма тюркского титула тыгин. В одном упоминании говорится, что "в стране гулигань двое сыцзинь живут вместе".
В связи с гулигань неоднократно упоминается особая порода лошадей, которые "с головы походили на верблюда". Сохранилась небольшая поэма, сочиненная танским императором и посвященная лошадям, подаренным гулиганьскими послами. По мнению А.П. Окладникова, эта порода происходила от лошадей Средней Азии и Ближнего Востока.
Среднеазиатские источники о народе кури (фури)
В ряде среднеазиатских источников X-IX вв. (Тахир Марвази, Гардизи, Худуд-ал-Алам и др.) упоминается народ кури или фури, живущий по соседству с енисейскими кыргызами. Об этом народе говорится, что его языка кыргызы не понимают.
Другие подробности, например в "Худуд ал-Алам": "Furi (Quri ?), название племени, которое также принадлежит хырхызам, но проживает к востоку от них и не смешивается с другими частями хырхызов. Они - людоеды (mardum-khwar) и лишены жалости. Прочие хырхызы не знают их языка (zafan-i ishan digar Kh. nadanand), и они подобны дикарям (va chun wahshiyand)".
Г.Н. Румянцев (1962) развил высказывание В.В. Бартольда о том, что буквы «ф» и «к» в арабском алфавите «легко смешиваются» и, следовательно, фури возможно следует читать как кури.
В.В. Бартольд склонен был увязывать кури из текста Гардизи с кули (кит.) из текста "Юань-ши", народа, жившего на Ангаре в юаньский период. Китайское написание кули Бартольд сопоставляет с более ранним курыкан и гулигань, а также с почти одновременным "Юань-ши" кури в "Сборнике летописей" Рашид-ад-дина.
Г.Н. Румянцев более развернуто изложил в сущности ту же теорию о том, что народ furi или quri соответствует народу гулигань китайских источников и народу уч-курыкан древнетюрских рунических памятников. В своем выводе Румянцев исходил из созвучия корневой основы терминов и того факта, что персоязычные авторы упоминают фури/кури на том месте, где китайские летописцы размещают народ гулигань. А курыкан Г.Н. Румянцев отождествил с крупнейшим бурятским этносом хори.
Курыканы и крупнейший бурятский этнос хори
Последующие ученые разошлись во мнениях относительно этого отождествления. Крупный археолог Б.Б. Дашибалов не только соглашается с ним, но и развивает на этой основе целую теорию, изложенную им в монографиях "Археологические памятники курыкан и хори" (1995).
Некоторые исследователи сомневаются в этом отождествлении, указывая на архаические черты культуры и общественного строя описанного персоязычными авторами народа кури.
С другой стороны, сами кыргызы в этих описаниях предстают относительно "диким" народом. Так, "Худуд ал-Алам" в аналогичных выражениях характеризует такую высокоразвитую культуру, как кыргызская: "Эти люди имеют нрав диких зверей (tab'-i dadhakan), и (у них) грубые лица (durusht-swat) и редкие волосы. Они необузданы (bidadhkar) и немилосердны, хорошие воины (mubariz) и воинственны".
К чертам, сходным с бурятской традицией, в описаниях кури следует отнести погребальный обряд, согласно которому покойников кури хоронили на деревьях. Этот вид погребения бытовал у бурят относительно недавно, вплоть до XIX века, хотя был ограничен похоронами черных шаманов.
Категорически не соглашался с отождествлением кури и хори бурятский исследователь Н.П. Егунов. Он считал более приемлемым чтение фури, трактуя его как тюркский термин büri "волк", в чем усматривал связь с позднейшим эхиритским (западные буряты) родом шоно (бур. "волк").
В теории Н.П. Егунова хори (хори-туматы) наоборот уничтожили курыканское политическое объединение, в эпоху доминирования киданей продвинувшись с востока на о. Ольхон, в Ангаро-Ленское междуречье и на западное побережье Байкала. Эта теория получила распространение в популярной литературе, но не нашла поддержки в науке. На сегодняшний день практически никто из археологов не придерживается точки зрения Н.П. Егунова.
Проблема курумчинской культуры в связи с курыканами
А.П. Окладников отождествлял создателей курумчинской археологической культуры (около V-XIII вв.) с курыканами. Курумчинская культура по этой теории охватывала территорию центральной и восточной частей современной Иркутской области, Тункинской долины, Баргузинского и Кабанского районов Республики Бурятия.
Возможно, что значительная часть памятников этой культуры до настоящего времени не выявлена, поскольку ряд местностей, прежде всего Горная Ока (Республика Бурятия) и Хубсугул (Монголия) до недавнего времени оставались труднодоступными.
В последние годы целый ряд исследователей, в частности – Н.Н. Харинский и В.С. Николаев, ставят под сомнение включение в состав курумчинской культуры многих памятников или даже само выделение курумчинской культуры.
Дискуссия по этой проблеме еще далека от завершения, но выделенный В.С. Николаевым в отдельную усть-талькинскую культуру ряд памятников (могильники XIII в. на р. Ангара), вероятно, действительно или, по крайней мере, отчасти принадлежит пришлому (тюркскому) населению. В этой традиции прослеживается характерный для алтайских тюрок раннего средневековья и монголов XII-XVII вв. обряд захоронения с конем.
В сюжете: курыканы