Сартулы – монголы среднеазиатского происхождения
По терминологии средневековых монгольских историков Монгольская империя включала в себя пять разных этносов, из них четыре – чужеземные.
Мусульмане в иерархии монголов
В «tabun öngge, dörben qari ulus» входили – находящиеся в центре синие монголы, находящиеся вокруг них белые корейцы, красные китайцы, черные тибетцы и желтые сартулы. В Ордосе, где имеется общемонгольский культ поминания Чингисхана, дархаты - служители культа, до сих пор упоминают эти народы во время ежегодного церемониала и выделяют им доли из общего жертвоприношения.
Сартулами, как известно, монголы называли все среднеазиатские народы, исповедующие ислам. Прекрасно образованные, к тому же искусные торговцы и ремесленники, мусульмане быстро поднимались вверх по монгольской бюрократической лестнице, занимая самые высшие посты в империи. Вслед за уведенными в плен в Монголию ремесленниками, многие мусульмане сами переселялись в Каракорум и другие города империи, основывая свои колонии.
Когда шестой великий хан Хубилай обьявил себя императором новой Юаньской династии в 1271 году, позиции мусульман и европейцев были прочно укреплены. Все население империи было разделено на четыре категории, сверху вниз – монголы, мусульмане и европейцы или как их называли тогда «цветные глаза», население бывшего чжурчжэньского государства Цзинь и на самой низшей позиции находились китайцы из завоеванного Сунского государства, присоединенные к империи самыми последними.
Естественно, такое положение привлекало многих мусульман, и они охотно переселялись в Монголию и Китай. Монголы брали их на различные службы, в том числе военные. Один из внуков Хубилая, Ананда, несмотря на свое вполне себе буддийское имя, был ревностным мусульманином, приказавшем всем своим солдатам перейти в ислам. После смерти императора Улзэйту Тэмура, в 1307 году он даже попытался занять трон, но был схвачен и казнен.
Родом из Средней Азии
Считается что монголоязычные народы баоань, дунсян, проживающие в китайской провинции Ганьсу, являются потомками солдат этого неудачливого узурпатора. Второй по численности в мире монголоязычный народ дунсяне сами называют себя сарта. По последним исследованиям казахского ученого Ж.Сабитова, народы дунсян и баоань по своему происхождению являются не монголами, а имеют общие генетические данные со среднеазиатскими народами – таджиками и персами.
В самой Монголии тоже в свое время осело много сартулов или среднеазиатских мусульман. Они в основном населяют центральные и южные сомоны аймака Завхан. Первые два президента Монголии, Пунсалмаагийн Очирбат и Нацагийн Багабанди как раз были выходцами из сартулов.
В неспокойные последние года XVII века, когда в Монголии развернулась кровавая междоусобица в результате которой, страна попала в зависимость Цинской империи, многие сартулы мигрировали еще дальше – в Бурятию, и теперь компактно проживают в одном из южных районов республики – Джидинском районе.
Примечательно что спустя семьсот с лишним лет, проживания рядом с монголами, они сохранили один обычай своих предков: не употреблять в пищу запрещенную в исламе сваренную кровь. В остальном, сартулы давно уже не отличаются от остальных монголов и в большинстве своем исповедуют буддизм, не помня ислама.
Бурятские хурумши из Хорезма
Среди ононских хамниганов, также имеется род сартул. Один из известных сартулов – главный режиссер театра «Ульгэр» Эрдэни Жалцанов, обладатель двух самых престижных российских театральных премий «Золотая маска».
В 1707 году в местности кочевий этого племени был основан Сартульский дацан «Гандан Пунцоглинг», позже построен каменный дацан, разрушенный в 1938 году и восстановленный в 1991 году. Ныне называется Сартул-Гэгэтуйский дацан «Дамба Брэйбулинг».
Есть свои «сартулы» и у западных бурят. Кроме hартулов, вышедших из Халха-Монголии примерно в то же самое время, что и джидинские сартулы, на северной стороне Байкала проживал еще и большой род Хурумша. Там они считаются булагатским родом, но примкнувшим, а не коренным.
Бурятский ученый Сергей Балдаев писал, что бурятские хурумша считаются потомками Хурумчи-батора, также известного как ойратский Гуши-хан. Но более логичным выглядит другое объяснение. Средневековые монголы в свое время таких выходцев из среднеазиатского государства Хорезм называли хурумши, немного переиначив на свой лад название этого государства.
Знаменитый администратор времен Угэдэй-хана Махмуд Хорезми в «Сокровенном сказании монголов» назван как Махмуд Ялавачи из рода хурумши.
Известно, что в неспокойный регион севернее Байкала Монгольская империя поселила постоянный гарнизон, чтобы они контролировали местные племена, которые несколько раз поднимали восстания против нового порядка в Великой степи. Потомками тех гарнизонных солдат считаются эхириты (икиресы) и харнуты. А потомками хорезмийцев, которые сопровождали везде имперские гарнизоны в качестве ремесленников и позже основали свои колонии, следует считать хурумшинцев.
В конце XVII века в связи с колониальной политикой России в Западной Бурятии, многие бурятские роды переселились на южную сторону Байкала. Среди них были также представители рода хурумши и они совместно с другим булагатским родом бубай, оргинизовали «бубай-хурамшинский» административный род в составе селенгинских бурят.
Из-за компактного проживания представителей этого рода одно село Иволгинского района носит название Хурамша. Генетическая память и здесь дает о себе знать. Труженики села славятся в Бурятии выращиванием самых вкусных и больших огурцов.
В сюжете: Сартулымонголымусульманехурумширелигия