Аноним Великой Степи (часть 1)
Кто же был автором «Сокровенного сказания монголов», 775 лет которому отмечается ныне?
Начнем, пожалуй, с самого названия. В исторической науке принято также и более правильное – «Монголой нууц товч», то есть «Секретная» или «Тайная история монголов». Произведение дошло до нас на монгольском языке в китайской иероглифической транскрипции как «Юань чао би-чи», то есть «Секретная история династии Юань».
Нам точно неизвестно, почему «Сокровенное сказание» было засекречено. Возможно, это было сделано уже при последующей династии Мин, дабы простой люд не имел возможности ознакомиться с делами монгольских ханов Юани.
Последний параграф «ССМ» гласит – «Написано во время пребывания Двора в урочище Долоан-болдах Келуренского Кодее-арала, что между двумя урочищами (?) Шильгим и Цек, в седьмой месяц Хуран-сара, года Мыши (1240), во время происходившего там Великого сейма – Хурил».
Написано «Сокровенное сказание» в урочище Дэлюн-Болдог, месте рождения Чингис-хаана, примерно в июле-августе 1240 года. Очевидно, что такой колоссальный труд не мог быть создан даже за два месяца, скорее всего это дата окончания работы над «ССМ».
Но кто все-таки написал это блестящее произведение, наиболее древний монгольский литературный и историографический памятник, ценный источник по истории монголов, становлению их государственности и биографии Чингис-хаана?
Профессор Ихэмянгудай Иринчин пишет, что авторов могло быть и несколько. По мнению ряда ученых, есть фигуры, которых можно было бы назвать авторами, но нет исторических к тому доказательств, равно как нет доказательств тому, что был ряд авторов, которые собирали и систематизировали источники.
Впрочем, могло бы быть и так. Собирание фольклорно-этнографических данных, зачастую передававшихся в устной форме и зачастую противоречивых, могло быть делом многих безвестных писцов из канцелярии Хаана.
Но если вглянуться в стройность повествования, его единый стиль и форму подачи – весьма, кстати говоря, объективно-отстраненную, без лишнего коленопреклонения и субъективных оценок, вполне явственно видна одна рука автора-составителя. Который, по тем или иным причинам решил остаться неизвестным.
Шихи-Хутаг
Наиболее вероятным автором «ССМ» Э.Хэниш, П.Поуха, Ц.Дамдинсүрэн и ещё ряд ученых и публицистов считают приёмного брата Чингис-хаана Шихи-Хутага (Шихи-Хутуху).
В «ССМ» пишется – «§ 135. Когда наши воины громили и опустошали татарские стойбища в укреплении Нарату-шитуен, они нашли брошенного в стойбище маленького мальчика. На нём была надета подбитая соболем телогрейка штофной парчи, с золотыми кольцами на шнурах. Чингис-хан подарил его матери Оэлун, которая сказала: «Это должно быть, ребенок благородных родителей, видно сразу, что он благородной крови!» И она взяла его к себе на воспитание в качестве младшего, шестого по счету, к пятерым детям своим».
Произошло это примерно в 1196 году. Ряд историков считают, что в 1192 году. Предположим, что Шихи-Хутаг, судя по всему, только начавший ходить, был тогда лет двух-трёх. И к моменту, когда Чингисхан назначил его верховным судьей в 1206 году, ему было, получается, всего 16-18 лет?
Ладно, предположим, что он уже умел ходить, но ещё не дорос высотой с колесо телеги (всех мальчиков, что были выше, приказано было казнить).
Так или иначе, Шихи-Хутаг был очень молодым человеком, и даже будучи названым братом Хаана, не мог стать тем, кем был.Впрочем, мы ещё вернёмся к этому вопросу. Таким образом, если в 1206 году ему было хотя бы двадцать лет, к моменту завершения «ССМ» в 1240 году, ему было примерно 54-55 лет.
Немаловажным фактором авторства Шихи-Хутага является и то, что будучи главой Верховного общегосударственного суда –« Гурдерейн-Дзарго», он являлся систематизатором Свода законов империи – «Великой Ясы».
«И на вечные времена да не подлежит никакому изменению то, что узаконено мною по представлению Шиги-Хутуху и заключено в связанные (прошнурованные) – книги с синим письмом по белой бумаге. Всякий виновный в изменении таковых подлежит ответственности», - повелел Чингис-хаан.
При Угэдэй-хаане Шихи-Хутаг назначен верховным судьей Северного Китая. Сейчас в Улаанбаатаре действует Высшая школа юриспруденции его имени.
Какие же есть факты против того, что это был Шихи-Хутаг?
Во первых, будучи верховным судьёй и занимаясь к тому же вопросами переписи населения, кодификацией норм Ясы, вряд ли он имел достаточно времени. Если, конечно, не поручил работу, выражаясь современным языком, литературным «неграм». Во вторых, персона Шихи-Хутага часто мелькает на страницах «ССМ», при чём, порой, не в самом приглядном свете. Так, в 203 параграфе, пишется о том, как Шихи-Хутаг практически выпросил себе пост верховного судьи и прочие привилегии у Чингис-хаана.
В 1221 году Шиги-Хутуху возглавил монгольские войска в битве при Парване против сил хорезмийцев, ведомых Джелал ад-Дином Макбурны, однако потерпел одно из немногих поражений в ходе войны. После этого Хаан больше не привлекал названого брата к сражениям.
Итак, почему же Чингис-хаан сделал верховным судьёй, (в некоторых источниках – генеральным прокурором) столь молодого человека?
В 1202 году, при разгроме ханства найманов (нынешняя Западная Монголия) в плен к Хаану попал советник правителя Таян-хана, уйгур Татунг-а (Та-Та Тонга, Тататунга), главный писец и хранитель ханской печати.
Ему Чингис-хаан, будучи сам неграмотным, поручил обучение уйгурскому письму своих детей и ещё несовершеннолетнего Шихи-Хутага. Среди всех учеников тот оказался самым способным и довольно быстро выучился грамоте. Разумеется, на столь ответственную должность судьи Чингис-хаан поставил не пленного уйгура, а своего названого брата. Впрочем, и Татунг-а не был обычным пленником.
Об этом – в следующей части.
PS: Автор благодарит своих коллег по АРД Сосорбарам Майдара и Нараанбатар Бямбажава за помощь в подготовке материалов.