Бурятская двуличность
Как легко можно с виду быть якобы патриотом, а на деле – гнобить свой народ.
В продолжение мыслей Бато Очирова – реплика Евгения Хамаганова.
С председателем комитета по разным общественным делам Народного Хурала Бурятии Цыденжапом Батуевым приходилось пересекаться один раз, когда коллега брала у него интервью, а я помогал, как фотокорр. Батуев тогда распинался, какой он хороший человек, прям-таки образцовый «почвенник» - живет у себя в Иволгинском районе, держит скот, сам доит коров.
И за свой народ стоит горой. Потом как-то показывали прямую трансляцию с Хурала – но не Народного, а буддийского, со встречи Сагаалгана. И весь эфир там маячил господин Батуев, в бурятском дэгэле, молитвенно прижав ладони друг к другу. Вообще, наш герой любит на праздники надевать «буряад хубсаhан», периодически блистает знанием родного языка. Но это все на вид. А что получается на деле?
Есть разные виды предательства. Манкурты, скажем, изначально не помнят ничего, и их ничто не связывает с родной кровью. Такие вполне будут бегать хоть перед кем, и отсутствие хотя бы малой связи с народом отца и матери может служить каким-то оправданием.
Коллаборационисты, прекрасно зная, кто они и откуда, предают свою страну и свой народ, перекрашиваясь в другие цвета. Носят чужую одежду, принимают чужие обычаи, и самозабвенно, чуть ни не по своей инициативе, душат своих соплеменников, даже когда команды не было. Играют, так сказать, на опережение.
Тут же мы видим особо изощренный вид предательства. Батуев, будучи председателем профильного межнационального комитета, сперва как бы не заметил первый акт уничтожения своего родного языка, отдав все на откуп комитету по образованию. Когда его сделали необязательным для обучения. Потом все-таки очнулся, но не так, как могли подумать буряты. Нет – он в свое время подвел целую теоретическую и историческую базу, причем, действуя очень хитро, и как бы «из-за бурятской печки».
В общем и целом речь Батуева шла о том, что родной язык никуда не денется, выживет, для этого надо предпринимать разные меры по его развитию, и так далее.
Теперь мы видим, как Батуев и компания на законодательном уровне действуют совершенно в ином пути, нежели чем предлагали общественники. Были инициативы о том, чтобы изменить Закон «О языках народов РБ» так, чтобы закрепить в нем обязательное изучение бурятского языка, еще раз повторюсь – не второго государственного, а равноправного, хотя бы на уровне базового, в начальной школе.
Недавно глава Бурятии Вячеслав Наговицын на встрече с блогерами сказал, что он за то, чтобы каждый ребенок в республике получил определенные знания по бурятскому языку.
В итоге, что мы имеем? Пока, это еще не похороны, как пишет Бато Очиров. А, скорее, пытка. Такое впечатление, что наговицыны и батуевы отпилили бурятскому языку руки и ноги, а теперь подкармливают его с ложечки дотациями, чтобы дольше помучился. Ни живой, ни мертвый – так пусть будет, для виду.
Понятно, Наговицын. Ему – все божья роса. А на Вас, Цыденжап Бимбаевич, не жмут ли буряад-монголой дэгэл ба улаан залаатай малгай?
Фото: rusplt.ru
В сюжете: Бурятиябурятыбурятский язык