Хори в составе западных бурят
Об истоках единства бурятского народа - данные исследований из письменных источников.
Как известно, представители одиннадцати родов хори-бурят проживают в основном на территории Республики Бурятия и Читинской области. Однако, материалы, собранные С.Л. Балцаевым, М.Н. Хангаловым, Г.Н. Румянцевым, Ц.Б. Цыдендамбаевым, свидетельствуют о том, что хоринские роды имеются в Прибайкалье. В составе западных бурят, по крайней мере, находятся пять хоринских родов (галзут, шарайт, гучит, хуацай, худай) среди эхиритов и булагатов.
Галзут
Представители галзутского рода проживают в улусах Нохой, Бурлай, Шуптэхэй, Хойбо Качугского района, в улусе Шоноевский (около Хогот) Баяндаевского района, в Кутуле, Заме, Онгуренах Ольхонского района.
Факты свидетельствуют о том, что галзуты первоначально жили в Верхоленье. По данным известного сказителя Рыгзена Эрдынеева, один из сыновей Галзута носил имя Жэнхэн. Это имя постоянно встречается в родовых преданиях у верхоленских галзутов и галзутов Забайкалья. Так что родство забайкальских и верхоленских галзутов неоспоримо.
Позже галзуты с Верхоленья перебрались в Качуг, Баяндай и в зону Ольхона.
Предание гласит, что у Жэнхэна было двое братьев – Нохой и Маншуна. Имя первого фигурирует в составе хоринских галзутов Забайкалья. Нохой-урук (подрод) ныне проживает в Усть-Орде. Кстати, выдающийся общественный и религиозный деятель Агван Доржиев имеет прямое отношение к нохой-урук. Его прадед переехал из Эхирита в Хара-Шибиръ (Заиграевский район Бурятии).
По мнению Ц.Б. Цыдендамбаева, несмотря на ассимиляцию в эхиритской среде, западные гaлзуты являются «коренными галзутами, сохранившими тотемное свое название»: галзуу нохой – яростная собака, отсюда – галзууд – яростные, бешеные, и нохой-урук – род собаки, восходящие к единому тотемному предку».
Причастность эхиритских галзутов к древней истории хори-бурят подтверждается и существованием у первых легенды о лебеди – прародительнице (хун шубуун гарбалтай).
Шарайт (шарят)
По записи С.П. Балдаева, одна ветвь шарайтского рода жила до прихода русских на берегах Байкала, затем шарайты рассеялись. Часть их во главе с Теши Хухулаевым остановилась в местности Сарма на территории бывшего кутульского булука Ольхона.
Но здесь их постоянно беспокоили эвенки из местности Урянхай Хэр, из-за чего шарайты ушли в Качуг, где обосновались в улусах Тулхэн, Холучиво (Холуша), Зaламай и Тешин и образовали самостоятельную родовую единицу в составе Куленгской родовой управы.
Другая группа шарайт, получившая название ахайн шарайт (окинских шарайтов) проживает среди нижнеудинских бурят (Доода Удэ). После прихода русских некоторые из них переселились в долину реки Унга, где образовали самостоятельный шарайтский род.
Поданным М.Н. Мильхеева, в первой половине XVII в. имелся шарайтский улус среди нижнеудинских бурят, несколько позже шарайты проживали в Улусах Кулун и Мунгуту-булак. В бассейне реки Унга шарайты населяли улусы Шарайт-Куйтинский и Шарайт-Тангутский. Существовали шарайтские улусы в Качуге и Эхирит-Булагате (около Ользона).
В шаманской мифологии говорится о том, что один из 55 западных божеств – Шара Хасар-тэнгэри является покровителем шарайтов и родственных им хангинов. Их легендарная пiрародительница Хобоши-хатун была одной из трех дочерей Шара Хасар-тэнгэри, спустившейся в образе лебедицы на землю и ставшей женой Хореодой-мэргэна.
Из рода шарайт происходил известный сказитель XIX в. Дебхи Букосов, уроженец улуса Шарят (Шарайт) Унгинской инородческой управы Бaлаганского уезда. Родился Букосов в 1828 г., дата смерти неизвестна. К нему на состязание приезжали мастера древнего слова, знатоки устного народного творчества из Алари, Куды и Ольхона. По преданиям, шарайтскому сказителю не было равных.
От него записал «Гэсэр» Г.Н. Потанин и опубликовал в «Очерках Северо-Западной Монголии». Также от Букосова записал ряд произведений бурятского фольклора М.Н. Хангалов.
Гучит
Существуют улусы Гушит в Бильчире и Гучит в Эхирите.
Гучиты возводят свою родословную к шаманке Бэр, жившей в Монголии и обладавшей магическими способностями. От ее внука Алагтая, сына Боронута, родились восемь сыновей, шестеро из которых перекочевали в Забайкалье (Баруун Хори), где образовали гучитский род Хоринской степной думы.
След этих пришельцев прослеживается до сих пор. Часть их проживает в улусе Гутай Бичурского района Бурятии. Они не забывают родовые шаманские традиции, говорят, что их предки пришли сюда с северо-запада, с той стороны Байкала.
Что касается предбайкальских гучитов, они, хотя и числятся в составе эхирит-булагатских боронутов, сохранили ритуальное призывание древнего хоринского тотема (хун шубуун гарбалтай, хуhа модон сэргэтэ; Хореодой нойон баабайтай).
Хуацай
Представители этого рода живут в улусе Кукунут Эхирит-Булагатского района, также в долине р. Куды. Некоторые из них переехали в Качуг, где образовали улус Злnамай.
Худай
Представители данного рода живут среди ашабагатов села Кукунут. Их сравнительно немного. Они составляют хумэжэ ураг – по имени предка Хумэжэ, сменившего за какие-то провинности хоринские степи на кудинские. Жена его тоже родом из хори, прославилась как большая шаманка, после смерти была причислена к сонму божеств Кукунутского улуса под именем Хужэйн тоодэй.
Итак, в составе западных бурят имеется пять хоринских по происхождению родов: галзут, шарайт, гучит, хуацай и худай. Сюда же относится и род хангин, генетическая связь которого с хоринской генеалогической традицией очевидна, хотя этот род не входит в каноническое число 11 хоринских родов.
Ареал миграции и расселения предбайкальских хоринских родов охватывает довольно большую территорию – от Нижнеудинска на западе до Байкала на востоке и истоков Лены на севере, что совпадает с генеалогическим мифом самих хоринцев, приурочивших их родину к Верхоленыо и острову Ольхон.
В заключение следует сказать, что существование хоринских родов в составе западных бурят является исторически обусловленным и показательным в плане многовековой интеграции не только их, но и многих других родов монгольского, тюркского и эвенкийского происхождения в сообществе булагатов и эхиритов – крупных племен, образующих вместе с хоринцами и хонгодорами этническую основу бурятского народа.
Фото: Бурятский государственный национальный театр песни и танца "Байкал".
В сюжете: хорихори-бурятыбурятыединствобуряты Прибайкальязападные бурятыхоринские рода