К чему ведет объединение хонгодоров
Автор АРД Бато Очиров о прошедшей объединительной акции хонгодоров и о том, как культура народа цементирует его в единое целое, формирует его субъектность и превращает из слабого в сильного.
В мире существуют богатые и бедные страны, а также независимо от страны проживания бывают богатые и бедные народы. В таком контексте, буряты, на мой взгляд, являются бедным в материальном и в духовном отношении народом. Бедным материально, потому что у бурят, во-первых, нет по-настоящему богатых людей и, во-вторых, в отличие от соседней Иркутской области, нет своей выработанной экономической модели, которая смогла бы вывести людей на другой социальный уровень. Практически весь бурятский бизнес построен на основе рентной модели, то есть, за счёт близости к региональной власти.
Народ является культурно скудным потому, что у него пока ещё не сформированы духовные скрепы, некая объединяющая матрица. Весь этот багаж неполноценности естественным образом тащит бурятское общество в бездну пропасти. Вместе с тем, одним из фундаментальных основ человеческого развития остаётся неразрывность культурных и материальных ценностей. Народы с развитой культурой в конечном итоге развиваются материально.
В мире существуют множество теорий о достижении успеха. Некоторые утверждают, что вложение равного количества трудовых и материальных ресурсов в разные виды деятельности приносит одинаковую отдачу. Именно на этом предположении основаны утверждения о том, что текстильное производство для Италии или Великобритании является такой же естественной специализацией как овцеводство для Монголии или хлопководство для Узбекистана. Каждый народ должен сосредоточиться на тех видах деятельности, в которых она обладает естественным преимуществом, и тогда свободная торговля позволит им прийти к общему процветанию.
Примерно такого же принципа внутри себя видимо придерживалось бурятское общество: восточные буряты, сохранившие традиционные виды деятельности должны были заниматься сельским хозяйством и поддержанием культуры, а западные буряты, в виду большей урбанизированности, способны были больше заниматься управлением и торговлей…
Однако, такое “распределение труда" в общемировой практике уже не считается правильной. Примечательно то, что каждый народ, ставший сильным в период рывка из бедности к богатству, не следовал общепринятым экономическим и социальным нормам. Так, в конце ХVIII века британец Адам Смит предлагал американцам отказаться от заведомо безнадежных попыток выстроить собственную промышленность, конкурирующую с индустрией бывшей метрополии, а сосредоточиться вместо этого на сельском хозяйстве. Тогда Америка не послушалась совету крупнейшего политэкономиста… Так, в начале 70-х годов прошлого века Дэн Сяопин, несмотря на реальную опасность, отказался от идей “культурной революции” и провозгласил новый принцип “одна страна, два строя”...
Если вернуться в нынешнюю Бурятию, то у нас сегодня начали происходить сильнейшие общественные изменения: идёт переоценка ценностей, в культурном плане произошёл революционный перелом в сторону возрождения национальной идентичности. В связи с кризисом в стране происходит тренд изменения политэкономической модели. Действующий сейчас рентный принцип “сиюминутной выгоды” уже не срабатывает и становится не актуальным даже в среднесрочной перспективе. Становится очевидным то, что обществу нужно избавляться от него как можно быстрее. Рентный принцип экономики равносилен такому подходу, когда с точки зрения быстрой выгоды получение хорошего образования является пустой тратой денег и времени, а отправление семилетнего ребёнка пасти овец, выгодным решением. Но тем не менее, мало кто из родителей так поступает, в том числе и по экономическим мотивам.
Именно поэтому прошедший в эти дни в Улан-Удэ праздник объединяющий всех хонгодоров, являющийся поиском своей культурной матрицы, возможно станет следующим шагом строительства процветающего бурятского общества.
Следует помнить, что многие успешные народы, когда-то были слабыми. Китай, открывая диалог с Западом, лишь повторял путь Японии. Америка повторяла путь своей бывшей метрополии. Ещё раньше, до своего величия, Англия была бедной и периферийной страной и поставляла сырьё Нидерландам. В России в начале 90-х у всех национальных республик были равные условия: у Татарстана была дешевая тогда нефть, у Якутии - алмазы, у Бурятии - нефрит и уголь. И у каждого из них был свой путь развития.
Эти примеры показывают, что устойчивый социальный подъём обычно является следствием победы группы, представляющей свои внутренние национальные интересы. Было бы не лишним вспомнить, какая группа интересов находилась и находится у власти все эти десятилетия в современной Бурятии. В каком материальном состоянии находится единственный бурятский национальный театр “Байкал”, который удивительным образом не только сохранился, но и остаётся генератором создания нематериальной ценности народа.
Если Бурятия и бурятский народ будет, как сейчас, ориентироваться на другие ценности, они будут обречены на необратимое вымирание. Народу нужно стремиться сохранять свою уникальность и развивать его, чего бы это ни стоило. Первый произведённый экземпляр автомобиля или компьютера всегда очень дорог, но каждый следующий дешевле. Законы рынка схожи с общественными нормами развития. Обладая субъектностью и развивая свои уникальные способности, компании или народы всегда выигрывают.
У бурятского народа есть легендарная история, самобытная тысячелетняя культура, выгодное географическое месторасположение позволяющее быть в гуще деловых и культурных процессов. Явления которые происходят сейчас в бурятском обществе, как мне представляется, это первые шаги его развития и превращения из слабого в сильный.
Каким образом народы становятся богатыми и сильными и остаются такими? Они сохраняют свой уникальный менталитет и генерируют инновационные идеи, обладающие максимальной доходностью. Чтобы оставаться сильными и привлекательными нужно постоянно заниматься собой. Наблюдая с дивана за успехами других, люди не становятся таковыми, а только деградируют.
Бурятия в культурном плане развивает всё, кроме своей бурят-монгольской составляющей культуры. Пример: театр “Байкал” до сих пор остаётся самым обделённым в этом плане коллективом в республике. В экономическом формате практически вся экономика находится во внешнем управлении - начиная с ТГК и Читаэнергосбыта, и заканчивая возможным уходом в иркутское управление тункинских курортов.
Тем не менее, благодаря тому же театру “Байкал” в республике задан вектор культурного объединения народа. После чего неминуемо будет переориентировано отношение к экономическим ценностям. Эту же мысль сформулировал современный мыслитель Иммануил Валлерстайн: главная беда Латинской Америки заключается в том, что во всех её гражданских войнах побеждал Юг.
Будем надеяться на то, что в происходящих в Бурятии событиях победят те силы, которые нацелены на обретение бурятским народом своей субъектности и на развитие Бурятии как самодостаточного региона.
Фото: Сергей Басаев
В сюжете: Бурятияхонгодорытеатр БайкалДандар Бадлуевкультура бурятсубъектность бурятэкономика