Что скрывается за продажей "Новой Бурятии"
Автор АРД Бато Очиров раскрывает политическую подоплеку смены собственника в самой тиражной газете Бурятии и то, как это связано с событиями в Тунке.
Недавно бурятские СМИ сообщили информацию о смене собственника газеты “Новая Бурятия”. В преддверии предстоящих выборов 2016-2019 годов кинорежиссер Баир Дышенов продал одну из самых тиражных газет в республике людям из близкого окружения нынешнего главы Тункинского района Ивана Альхеева и связанных с БРО КПРФ. Учитывая текущую политическую обстановку в Бурятии, можно считать, что это не рядовое событие и вряд ли произошло спонтанно.
В мире всё время происходит масса различных процессов. Живя здесь, дома, мы это ощущаем лишь опосредованно и очень не любим сталкиваться с жесткими событиями на деле. То, что Тунку трясло примерно шесть месяцев, в общем, казалось нам понятным и протекало всё это в границах одного района и в рамках прежнего общественно-политического порядка республики. Которого, как мы видим, сейчас уже нет. Бурятия вошла в фазу политического переформатирования. В этом плане “Тункинские горы” сыграли здесь ключевую роль.
Во всём мире горские народы всегда обладали особым местом и ролью в жизни человечества. Есть точка зрения историков о том, что тункинские хонгодоры происходят от тех осколков монгольского этноса хори-туматов, в частности, их военных формирований, которые были раздроблены на несколько частей в ходе великих исторических процессов, протекавших в монгольском мире в ХIII веке.
Живя вместе с ойратами и участвуя в событиях Джунгарского периода, хонгодоры всё-таки вернулись в родные места. В то же время сами Горы включают горцев независимо от национальности в особое культурное пространство горной жизни. У них складывается в общем-то одинаковый менталитет: жесткость и воинственность характера, свободолюбие, физическая дерзость, быстрое принятие решений и т.д. Таковы кавказцы, пуштуны, тибетцы, памирцы. Такова Тунка. Соответсвенно, можно понять, почему те или иные политические процессы в горах происходят особенно ярко и эмоционально.
Вместе с тем, в монгольской сакральной и политической культуре возвышенности обладают глубинным смыслом. Самые высокие точки монгольского мира являются не только материальным феноменом, но и живой энергетической реальностью - объектом поклонения. Географически Тункинские горы находятся на западной стороне Бурятии - в монгольском традиционном символизме это самое святое место - сторона заката солнца, смены “времени” и перемены энергии (в китайской интерпретации: Инь-Янь).
Теперь же, когда политическое “освоение” республики коллективным Альхеевым начинается с западной стороны, против движения солнца - здесь можно усмотреть некоторые символические вещи которые я не осмеливаюсь формулировать...
Казалось бы, что никакой беды в этом нет, одни страхи. Вопрос в другом - здесь меняется абсолютно весь общественный дискурс. Коллективный Альхеев, теперь уже в региональном формате, будет транслировать в общество отработанную деструктивную схему “они против нас”, ставшей уже их матрицей. У них нет созидательной риторики, нет понимания архитектуры общества. Теперь обыватель все свои проблемы будет валить на врага, вместе с тем сохраняя привычный пофигизм и нежелание развиваться самому. На повестке дня будут уже совсем другие задачи. Не будут выдвигаться столь бурно сейчас обсуждаемые проблемы национальной культуры, возрождения языка, определения роли и места Бурятии в геополитике. Люди будут бросаться друг на друга, попросту срываясь.
Через некоторое время “Новая Бурятия” будет формулировать термины “враги”, “коррупционеры”, “наелись” и т.д. Соответственно, обсуждать с ними что-то будет сложно. И весь этот деструктив заложит в общественном сознании колоссальной силы мину не замедленного действия. На этом уровне уже невозможно будет что либо делать: заниматься животноводством, творчеством и бизнесом. И из этого состояния выскочить будет очень сложно. Это будет темное будущее.
В самой Тунке происходит встраивание “своих” в вертикаль: произошла стопроцентная смена аппарата администрации, будет происходить смена директоров школ в селах и т.д. Вместе с этим появляется целый класс “обиженных”, который будет разрастаться в процессе ухудшения качества жизни. Никто не будет оценивать ситуацию на общегосударственном формате и все свои беды народ будет валить на главу района. Теперь уже “врагом” станет сам Альхеев. Совершится, как говорится, обратный круговорот.
В политическом плане Тунка в Бурятии - это Крым в России. Из того, что происходит в долине, теперь мы многое узнаем о нашем обществе в целом. Знаем как оно устроено, какова наша политическая реальность, ценности, которые несут те или иные группы. Знания дают многое. Но кто будет обрабатывать их? И кто воспользуется этим инструментом для создания другого, более успешного общества - остаётся загадкой.