История создания первой автошколы в Монголии
В 1912 году американская компания, работавшая в китайском порту Тяньцзинь, получила заказ от Богдханской Монголии.
Сегодня обучение вождению – дело несложное. Достаточно ввести в поисковике запрос «обучение автошкола», выбрать нужный адрес автошколы и пойти получать такие необходимые знания и навыки. А вот в 20 веке ситуация выглядела совсем иначе: автомобилей было намного меньше, а школ вождения – всего две в мире!
За титул страны, в которой появилась первая в мире автошкола, соревнуются две страны – Россия и Германия. История автошкол обеих стран насчитывает более 100 лет, а вот более точными данными, к сожалению, никто не владеет.
Первая автошкола в России (а тогда это была Российская Империя) была открыта в 1906 году и называлась «Императорская школа шофёров». Потребность в автошколе возникла в связи с тем, что император Николай II очень любил автомобили, и чем больше становился императорский гараж, тем больше государь понимал, что необходимо организовать учебное заведение, которое бы готовило профессиональных шоферов и автомехаников.
Что касается Монголии, то тут отдельная история. В 1912 году американская компания, работавшая в порту Тяньцзинь Китая, получила заказ от Богдханской Монголии. В заказе не указывалось, какая именно машина нужна, какой марки. Просто говорилось, что автомобиль должен быть надежным и качественным. Американская компания решила, что монгольской стороне пригодится “Ford”, изготовленный в Детройте (США). Об этом в майском номере журнала “National Geographic” за 1913 год писал водитель, перегонявший заказанный Богд-Гегеном автомобиль через границу из Китая в Монголию, г-н Этан С. ЛеМанён. Он преодолел более 5000 км от порта Тяньцзин до Өргөө за 32 дня.
Так в Монголии появился первый автомобиль. После революции 1921 года число автомобилей в стране стало постепенно увеличиваться. В 1925 году в Монголии появились первые правила дорожного движения “Аливаа гал усны уурын хүчээр явах тэрэг зэргийг БНМАУ-ын хязгаарын дотор хэрхэн хэрэглэхийн түр дүрэм”. Примерный перевод: “Правила для любого транспорта, движущегося благодаря пару и огню на территории МНР”. Затем в Монголии начали готовить первых водителей на курсах, которые проходили в гараже Минситерства обороны. А в конце 1928 года число монгольских шоферов превысило 80 чел.
В 1930 году, на 24 года позже, чем в Российской Империи, в Монголии официально открылась первая автошкола при автотранспортной организации “Монгол Транс”. Автошкола носила название “Уурын тэрэгний сургууль” или примерно “Школа паровоза”, поскольку монголы не знали о бензине, на нашем языке даже не было еще слова “шатахуун” (“топливо”).
В начале августа того же года начали выдавать первые водительские права или «права шофера”.