Кисэн - корейские гейши
Упоминания о знаменитых корейских куртизанках "кисэн" часто встречаются на страницах корейских классических романов, написанных столетия назад.
Кто такие кисэн? Это корейский вариант того явления, которое было широко распространено по всему Дальнему Востоку. В Китае, где собственно и возникла традиция, о которой мы ведем речь, этих женщин называли "цзи" (на русский язык традиционно и, на мой взгляд, неудачно это слово переводится как "певичка"). Японским вариантом была гейша и куда менее известная за пределами Японии ойран. В Корее же с незапамятных времен появились кисэн.
Итак, кисэн -- это корейская гейша? Такое объяснение часто и дают иностранцам, но верно оно только отчасти. Скорее уж кисэн -- это китайская "певичка", но в России, увы, об этих самых "певичках" слышали куда меньше, чем о гейшах.
Кисэн представляли из себя профессиональных развлекательниц и, одновременно, куртизанок. Именно куртизанок, а не проституток в западном понимании этого слова. Хотя кисэн и могла провести ночь с приглянувшимся ей или же с готовым хорошо заплатить за это гостем, основой ее работы являлась отнюдь не "продажа весны" (так поэтически именуют на Дальнем Востоке проституцию).
В этом, кстати, заключается и отличие, которое существовало между гейшей и кисэн. Для корейской кисэн ночь с клиентом, который согласился за это заплатить, была вполне допустима, а вот японская гейша вообще не могла подрабатывать проституцией.
В России закрепился стереотип, в соответствии с которым гейша - это просто своего рода высокооплачиваемая проститутка, пусть и очень образованная, и с немалыми талантами. Это абсолютно неверно. В старой Японии гейша могла иметь одного или нескольких любовников, получать от них подарки и деньги, но она не могла превращать проституцию в свое занятие, это было прямо запрещено законом и наказуемо.
Проституцией занимались другие женщины -- так называемые ойран, которые тщательно охраняли свою профессиональную монополию на этот прибыльный бизнес.
В старой Корее подобного строго разделения не существовало. Однако главной функцией кисэн была организация приемов, а ее главным достоинством -- умение поддерживать светскую беседу, играть на музыкальных инструментах, петь и писать стихи.
В соответствии с вековыми традициями женщины в дворянских семьях в Корее вели затворническую жизнь. Они редко могли выходить из дома, и им было строго запрещено встречаться с приходящими гостями, если те только не являлись ближайшими родственниками. Женская половина дворянского дома была закрыта для посторонних. Поэтому все встречи и беседы в корейских домах проходили в исключительно мужской компании.
Однако чисто мужская компания имеет не только свои преимущества, но и свои недостатки. Богатым и знатным корейцам хотелось порою проводить время не в спорах по вопросам конфуцианской философии или налоговой политики, а в более расслабленной и легкомысленной атмосфере. Женское присутствие было необходимо, но не могло быть и речи о том, чтобы позволить женщинам из приличных семей появляться открыто в кругу посторонних мужчин.
В отличие от подавляющего большинства остальных корейских женщин, они были хорошо образованы, владели не только родным корейским, но и классическим китайским (язык всей корейской науки и культуры вплоть до конца прошлого века), писали стихи, играли на музыкальных инструментах. В то же самое время юридически кисэн были совершенно бесправны.
Они приравнивались к крепостным, живодерам и палачам и, по крайней мере теоретически, дочь кисэн сама должна была стать кисэн (вокруг этого, в частности, и строится сюжет самого знаменитого произведения корейской классической литературы -- "Повести о Чхун Хян").
Мечтой многих кисэн было вырваться из позолоченной клетки, если не ради себя, то хотя бы ради своих детей. Единственной надеждой на освобождение было то, что их согласится взять в жены или в наложницы какой-нибудь дворянин или богатый купец. Это было не так-то просто, ведь большинство кисэн формально считалось государственными или, много реже, частными рабынями, так что тот, кто желал взять кисэн себе в наложницы, должен был заплатить за свою избранницу немалый выкуп казне или частному владельцу.
Кисэн имели дело с элитой корейского общества, остальным даже самое невинное общение с ними было бы просто не по карману, ими восхищались самые образованные и блестящие люди старой Кореи, но, в то же самое время, кисэн все равно оставались бесправными и, отчасти, презираемыми. Таков парадокс.
Семь интересных фактов о Кисэн:
1. Конфуцианские богословы пытались избавиться от класса Кисэн. Однако это не удалось, поскольку согласно одной из теорий, правительственные чиновники опасались, что мужчины начнут воровать их жен.
2. Ён Сан Гун, 10-й король династии Чосон, печально известен тем, что захватил 1000 женщин со всей страны и привез их во дворец в качестве кисэн. Холл для обучения университета Сонгюнгван (Seonggyungwan) он обратил в кабинет для личного удовольствия. В конечном счете Ён Сан Гун был свергнут и сослан. Скончался он в том же году. Его молодые сыновья были обезглавлены.
3. Самое известное учебное заведение для кисэн когда-то располагалось в Пхеньяне (на сегодняшний день Пхеньян — столица Северной Кореи). В Северной Корее эти женщины вызывали крайнее неодобрение.
4. Кисэн охранялись кибу («муж кисэн», gibu), которые также оказывали им помощь с финансами. Некоторые из них так ревновали кисэн к посетителям, что создавались очень напряженные отношения. Прямо как в корейской дораме!
5. Некоторые состоятельные посетители разорялись, тратя слишком много денег на развлечения с кисэн, некоторые даже теряли свой статус и становились кибу.
6. Иногда у кисэн появлялись дети. И если биологический отец был из королевской семьи, то сын должен был унаследовать статус от отца, а дочь от матери.
7. Некоторые из кисэн учились медицинскому делу, и те, кто хорошо учился и сдавал экзамены, щедро вознаграждались.
Классификация кисэн
- 일패 (ильпхэ)
Среди трехступенчатой системы, представители этого класса были, так скажем, элитой. Они гордились своим образованием и участвовали в больших государственных мероприятиях или же были во дворце. Они отлично пели, танцевали, разбирались в искусстве, а также владели классическим китайским, что очень важно. Об интимной связи с ними не было и речи, поскольку они соблюдали свое главное правило «Развлекать – развлекай, но тело не продавай!».
- 이패 (ипхэ)
По своей сути они чем-то похожи на 1 класс, но они немного хуже разбираются в науке и искусстве. Разумеется, это не главное их отличие от вышесказанной группы кисэн. Самое главное отличие заключается в том, что они могут втайне вступать в интимную близость с клиентом.
- 삼패 (сампхэ)
А это самый низший класс в иерархической лестнице кисэн. Часто их даже называли 더벅머리 Если переводить буквально через словарь, то это лохматая голова или просто непричесанная девушка. В основном их функция была в распевании народных песен и уединении с клиентом.
Заповеди для мужчин
4 правила, которые должен соблюдать корейский мужчина при встрече с кисэн.
- Не доверяй словам кисэн.
У них в обязанность входит улыбаться и угождать всем мужчина, поэтому она может врать.
- Не приходи к ним с цветами!
Другое название кисэн – 解語花 (해어화). То есть кисэн — это цветок, который может говорить. И когда ты приходишь к ним со свежими цветами, это значит, что ты обманываешь ее.
- Не хвастайся своей женой
Помни, что в большинстве своем кисэн не может жить как обычный человек. И когда ты хвастаешься своей женой, это выглядит как сильное издевательство над кисэн.
- Не пиши!
Помни, что кисэн оттачивали свои знания в искусстве, литературе, умении поддержать беседу и многих других областях. Они образованы не хуже человека знатного происхождения, и если ты ошибешься при написании чего-либо, высока вероятность, что ты опозоришься.
Источник: livejournal.com
Комментирование временно отключено
Обсудить материал на Facebook