За что бурятских невест ценят «иноземные» женихи? Часть 1
О судьбе дочерей Степи, строящих свое личное и семейное счастье среди представителей похожих, но все-таки других культур, рассуждает колумнист ARD Жанна Идымова.
<p>В прошлые годы бурятская пресса не раз указывала на определенный демографический «перекос» в составе населения республики. В частности, немалый резонанс, как правило, каждый раз влечет за собой статистика о «переизбытке женщин» относительно количества мужчин. А при недостаточном, по оценкам специалистов-демографов, приросте населения титульной нации Бурятии такое положение выглядит достаточно плачевным. Ещё бы! Многоженство у нас не принято. Столько женщин детородного возраста «без дела простаивает»! Казалось бы...
Гендерное равновесие кочевников как предпосылка
Вспомним, что бурят-монгольские женщины всегда были относительно самостоятельными (в сравнении с дочерьми других азиатских народов традиционно не менее патриархального уклада) в выборе спутников жизни. Скажем так, неофициально. Кроме того, равноправие полов диктовали условия военно-кочевой жизни в суровых климатических условиях. К примеру, имеющиеся сегодня документы указывают, что та же http://aftershock.su/?q=node/35887" target="_blank" rel="nofollow">Яса Чингисхана прямо предписывает выполнять любую, даже самую грязную, работу вне зависимости от пола, если это необходимо в походных условиях. В былые времена хозяин гэра годами мог пропадать, к примеру, на той же войне или в поиске новых пастбищ. Посему жён и матерей высоко ценили в обществе как хранительниц очага и мудрых советчиц, «прикрывающих тыл». А порой и в качестве соратниц в бою... Но дела давно минувших дней даже отчасти не объясняют «самодостаточность» нынешних буряток. Это, скажем, лишь присказка с намеком на то, что «доброкачественность» наших невест складывалась веками. И вряд ли может быть причиной сегодняшней «неприкаянности» не самой худшей их части. По доброй ли воле они становятся «независимыми»? Немалый вклад в раскрепощение российской восточной женщины внесла и во всем «цивилизованном мире» отшумевшая в прошедшие десятилетия феминизация. Насколько она сумела пошатнуть матримониальные основы в сознании буряток — вопрос довольно спорный. И является ли именно пренебрежение патриархальными устоями (да и есть ли таковое пренебрежение?) причиной всё прибывающего количества «непристроенных невест»? Вскользь отметим и негативные демографические последствия Второй Мировой Войны для населения России. Ряд политологов указывает, что именно она до сих пор аукается «нации победителей», все народы в составе которой потеряли огромное количество мужчин. Сюда же можно отнести аналогичные потери и в «лихие 90-е», и утрату дееспособных мужчин вследствие массовой алкоголизации народа, начиная с гораздо раннего периода истории... Возможно, дело действительно всего лишь в неумолимой статистике? По данным, озвученным в прессе в последнее пятилетие, «лишних женщин» в одном только Улан-Удэ около 40 тысяч... Но в чем бы ни была причина столь вопиющей демографической несправедливости, многие ли из них покоряются судьбе и согласны до седых волос сидеть в девках? Самостоятельным буряткам уже не привыкать самим устраивать свою судьбу. И тут мы лишь можем констатировать, что довольно явная тенденция «оттока» бурятских невест за пределы республики сколь очевидна, столь и естественна... Наши девушки и женщины, хоть здесь и родились, но пригодились уже совсем в иных землях. Чаще всего они там счастливы. Как правило, их там ценят по достоинству...
«Достояние нации» на экспорт
Более того, похоже, есть тенденция, что вскоре бурятки и вовсе будут нарасхват! Почему именно? Вот лишь несколько историй и мнений — мужских и женских. На вопрос «что особенного и ценного находят в бурятках?» отвечают и те, кто уже замужем, и «счастливые обладатели» бурятских жен. А также претенденты на подобное сокровище. Начнем с «ближнего круга» - земель, которые так же как и Бурятию, населяют потомки кочевников. Правда, так уж получилось, что здесь есть известная разница в религиозных традициях. Но препятствие ли это к семейному счастью для истинно мудрых женщин? Бурятка в мусульманской семье Аюна, 38 лет, несколько лет назад вышла замуж в одну из южных республик СНГ, двое детей: – Здесь интересуются Монголией, Чингисханом, и я со временем стала понимать, что знаю об этом только в пределах «официальной истории»... Здесь есть останки монгольских воинов, сохранилась географическая топонимика... Иногда всё же приходится слышать и не очень лестные высказывания о монголах... Например, о том, что мужчины пьют... Но я всегда говорю, что я монголка и стараюсь достойно представлять здесь свой народ. Однако мне, как женщине, всё же пришлось вначале привыкать в новой семье к тому, что понятие о чистоте в доме, например, у нас с ними разное! Вкратце сказать: мы привыкли - раз в неделю уборка, и раз в месяц – генеральная. У них – каждый день генеральная уборка! Помешаны на этом! Но при том, если в доме у них чистота, то на улице — очень грязно везде! Понятие экологичности отсутствует напрочь. А вообще семья здесь – «патриархальный рай»: женщины, в основном, дома сидят, детей воспитывают, мужей ждут. Иногда думаю, вот если бы в Бурятии мы могли позволить себе сидеть дома — были бы плодовитее! Нас тоже было бы много... Но, к сожалению, буряты уже живут по западным стандартам... Мы, буряты, даже свою землю толком заселить не можем. И замуж выйти за своих – тоже сейчас проблема... Чаще всего бурятские мужчины максимум, на что способны – гражданский брак. Но я так не хотела! И время показало, что я сделала правильно. Мои подруги в Бурятии сделали карьеру, но мужчин не дождались. У меня есть дети. 35-40 летних женщин наших валом — без мужей и детей сидят. А мужчинам на словах вроде как не наплевать, а на деле – хамаугы. Здесь же мужчины выполняют свою природную функцию, женщины – свою. Мужчины здесь ответственно к семье относятся. Детей не бросают. Потому у них детей и много... И ещё здесь девушкам не дают выйти за чужих. Только свои – «договорные» браки. У меня тут «битва» идет, чтобы я дома сидела и детей рожала. Уже под таким «соусом»: «теперь мы должны отдать долг бурятскому народу». А я уже и сомневаюсь, смогу ли? А муж говорит, следующего сына назовем в честь дедушки-бурята. Лишь бы родила! ...А каждое лето мы с детьми в Бурятию приезжаем - здесь жарко очень становится. Мужу моему и Монголия очень нравится...
«Благородный нацизм» и религиозная терпимость
Любопытно, что именно в тюркских странах, не смотря на преимущество в них ислама — бурятки и монголки сейчас очень популярны. Как ни странно, это можно назвать следствием активизации там национального движения и пантюркистской тенденции объединения и поиска опоры нации в «корнях». Выясняется, что почему-то некоторые «пантюркисты» считают необходимым привлечь на свою сторону и бурят-монгольские гены. Полат, 39 лет, военный, Измир (Турция): – Я хочу жениться на монголке. Разве бурятки не той же крови? Эти женщины — благородные потомки Волка, как и тюрки. Я бы относился к моей монгольской жене как к Госпоже — называл бы её Хатан. У моей матери были монгольские предки. И я люблю кумыс и конину. Я хочу «обновить кровь», взяв в жены наследницу рода Борте-Чино... И всё же пока такого рода «нацизм» – скорее исключение, чем правило для «южан», обретших бурятскую жену. Возможно, причина любви мужей вовсе не в «голубой монгольской крови», а в близости культур? Или просто в умении именно этих женщин сохранить свое национальное и человеческое достоинство, оставаясь при этом преданными семейным ценностям? Нарана, 40 лет, журналист, двое детей, Дагестан: – Мы с мужем – из поколения последних советских детей, которые были когда-то октябрятами, пионерами и немножко комсомольцами. Его родители работали в партийной советской номенклатуре, и их дети воспитывались в атмосфере, где людей оценивали не по национальному или конфессиональному признаку, а по личностным качествам человека. После посещения Бурятии в первый раз муж отметил, что кавказцы и буряты по своим обычаям и традициям схожи друг с другом. Такое же почтительное отношение к старшим и к мужчинам своего рода, которое он встретил в моей семье, есть и у кавказских народов. Ему очень нравится слушать мои рассказы о том, как в детстве в меня хугшэн-эжы (бабушка) тапком «вбивала» почтительное отношение к своим младшим братьям, что, несомненно, меня очень расстраивало. Это уже потом, сформировавшись, я осознала мудрость подобных установок. Есть ли надобность говорить, что это ему нравится? Меня поразило на Кавказе отношение к Матери - именно так, с большой буквы! Я вижу часто, как седовласые мужчины мгновенно становятся смиреннейшими мужчинами на свете, когда видят свою маму. Меня это восхищает. Этому отношению я учусь у них. Мне теперь кажется, что я недостаточно часто выражаю любовь к своей маме. По поводу того, повезло ли ему, что его жена бурятка – однозначно ответить вряд ли получится. Потому что межнациональный, межконфессиональный брак - это скорее все-таки исключение, чем правило. В обыденной жизни нам это не мешает. Скорее, это мешает людям, которые впервые видят нас вместе, поскольку это необычно. Вопрос о моих национальных особенностях меня смутил. Очевидные, на мой взгляд — это расовые и межконфессиональные особенности. По поводу расовых отличий – нет никаких затруднений, скорее мужу это нравится. Мысль Нараны продолжает 33-летняя Саяна, также очень образованная девушка, сумевшая сохранить свою религиозную идентичность замужем за кавказцем: - Межконфессиональные отличия - это большая проблема сейчас, когда религиозный фактор в обыденной жизни стал играть главенствующую роль. Он мусульманин, я — буддистка. Как оказалось, в стране, где нет объединяющей духовной скрепы, люди заполняют этот вакуум религией. Смысл религиозных догматов каждый интерпретирует по-своему. У подавляющего большинства последователей авраамических религий нет понимания о системе координат других мировых религий! Исходя из своей системы координат мусульмане считают буддистов многобожниками или безбожниками, а радикально настроенные люди навязывают свои установки весьма спорными методами. Что касается отношения мужа к этому вопросу, то я бы выразилась так. Он хотел бы, чтобы я стала мусульманкой, но знает, что это невозможно, так как я верю в перерождение. Как здравомыслящий человек он относится с уважением к моим религиозным убеждениям. Различия в быту? Я могу заметить, что буряты по своей степной или кочевой ментальности не склонны свой быт отягощать «помпезными» (это моя терминология) вещами или еще чем-то. Мой вкус склонен к минимализму, его вкус несет отпечаток его ментальности – он любит интерьеры ближе к классике, позолоте, обилию лепнины. Наш дом сейчас - причудливое смешение простого минимализма и очень сдержанной классики. Наш интерьер отражает смешение Востока и Запада, в сущности - отражает нас. Мой муж нашел изюминку и в этом... так как это потребовало от него минимальных затрат))) Он во мне видит прежде всего особь женского пола, потом - человека, и лишь где-то на периферии - бурятку. Я сама по себе человек эмоциональный, а он - сдержан. Зачастую он мне говорит: будь буддисткой, придерживайся срединного пути в жизни, тогда как я с пеной у рта доказываю людям что-то свое. Частенько приводит в пример мою сестру, маму, их сдержанность, молчаливость, но я - увы, не такая... Он образованнейший человек и, конечно же, аргумент будь буддисткой он использует как последний призыв к моему разуму. Он внутри совсем не тот стереотип кавказца, который нам навязывают СМИ.</p>
Справка
Об авторе: Когда-то, в конце 90-х, была почти абсолютная иллюзия «свободы слова». И было сильное желание «глаголом жечь сердца людей»... Азарт был! Вот тогда я и начинала свои журналистские опыты в печатных СМИ. И довольно успешно провела за этим занятием, странное дело — больше 10 лет... Почему странное? Возможно, потому что увлеченный и продолжительный «поиск себя» так и не стал профессией в полной мере... По разным причинам. Например, писать всегда хотелось только о том, что лично интересно и нравится... Фамилия, правда, у меня тогда была другая. Как впрочем, и жизнь — совсем иная. А теперь вот в Интернете можно почти всё. Но я здесь не поэтому. Интересны стали темы и подача их на этом вот самом портале. Надеюсь, читателей и зрителей АРД это влечет так же, как и меня... Тема культурно-исторического единства «триады Монголия-Бурятия-Калмыкия» всегда как-то мало была обсуждаема в нашей стране. По-моему, налицо этакий несправедливый дисбаланс. А хочется гармонии во всем. И сколько открытий еще впереди! Зову с собой. Тех, кто тоже жаждет узнать, насколько особенным может быть этот путь.
В сюжете: видеоблоги AsiaRussia.ru