Что мы взяли у русских?
О фундаментальных основах «бытовой геополитики». Колумнист ARD Гомбосурэн Чингис вспомнил почти забытый жанр «фельетон».
<p>Сейчас в 21 веке стал широко обсуждаться вопрос о том, что принесло русским татаро- монгольское иго. Оставим эту благодатную тему российским братьям по перу. Тем более это животрепещущая национальная тема с большим размахом для простора души. После победы Народной революции 1921 года труженики и труженицы Монголии, перешагнув целую эпоху, начали строить социализм раньше всех в Азии. Это теперь, благодаря нашему опыту всякие китайцы, вьетнамцы, северо-корейцы вместе с трудящимися Лаоса всё строят и не достроят это социалистическое общество. Бог с ним с социализмом, мы его построили и быстро вернулись к феодализму в деревне и капитализму (простите за «измы» к рыночной экономике) в Улан-Баторе. Но что мы взяли у русских? Во-первых, это всевозможные праздники. Жизнь труженика степей была трудной и скучной, особенно в эти долгие зимние месяцы. Сидишь дома в юрте и никаких культурных удовольствий, не говоря там об интернете и всяких там трактиров и т.д. и т.п. Совсем ничего до весны, когда приходит Новый Год по лунному календарю. Ужасно, что раньше до введения буддизма, Новый Год, говорят, праздновали осенью. Это означало, что труженики степей все работали и работали с утра до ночи без праздников и выходных всю зиму и весну. Поэтому народ от тоски ходил в опустошительные набеги в чужие станы и под руководством Чингисхана завоевал весь мир. Извините, увлёкся своей трактовкой истории, прошу прощения у профессионалов. Итак, мы получили наш любимый Новый год с шампанским, салатом оливье, но без селедки. К рыбе мы очень равнодушны, поэтому в немногочисленных японских ресторанах Улан-Батора вы найдете иностранцев, уставших от мяса и редких местных пижонов-интеллектуалов. После Нового Года по популярности идет Международный Женский День 8 Марта. Этот праздник был запрещен после демократической революции 1991 года. Но народ все равно праздновал ещё с большим остервенением, поэтому, чтобы не потерять электорат, пришлось вернуть этот замечательный праздник. Конечно, мы празднуем день Защитника Отечества, он приходит на следующий день после Дня Святого Патрика. Наверное, несведущие иностранцы думают, что мы так бурно празднуем этот весёлый ирландский праздник. Благодаря русским, мы получили всевозможные профессиональные праздники, начиная от Дня Учителя и кончая Днём Связиста. Живя в Штатах, было очень тоскливо из-за отсутствия этих любимых праздников, как всенародных так и профессиональных. Помнится, мои коллеги шутили надо мной и моим русским коллегой из-за множества наших праздников. Во-вторых, это обильное количество всевозможных медалей, орденов и званий. Новая власть с остервенением боролась с памятниками, но не трогала всякие ордена и звания. Мой товарищ по МГУ, встав депутатом Народного Хурала, сразу же присвоил себе Орден Полярной Звезды. Сейчас его грудь рябит от орденов и медалей, совсем как у Генерального Секретаря ЦК КПСС товарища Леонида Брежнева. После почти полувекового периода возобновили выдачу Героя Монголии, понятно с японцами и китайцами больше не воюем, в космос уже не летим. Но все-таки дали Героя Монголии на радость всем бурятам мира действующему мэру прекрасного города Улан-Батора. Указ не читал, наверное, он стандартен, типа за выдающиеся успехи, за проявленный героизм и т.д. и т.п. Насчет всяких званий, то среди творческой интеллигенции пользуется большим спросом звание Заслуженного Деятеля Культуры. Так как преобладающую часть творческой интеллигенции составляют певцы, то без звания Заслуженного не будет тебе респекта как среди молодежи, так и среди досточтимых аксакалов. Среди богатых и влиятельных людей, ну никак нельзя без звания Заслуженного Конюха. Не факт, что за твоими жеребцами следят и ухаживают профессиональные конюхи. Для спортсменов подходит Звание Героя Труда и орден. Простой народ тащится от юбилейных медалей. Даже не смог заснуть, когда принесли на блюдечке с голубой каемочкой юбилейную медаль Монгольского Революционного Союза Молодежи. Перед глазами прошлись кадры о лихой молодости, чуть не написал с шашкой. Каюсь, шашки не было, как и автомата Калашникова. В-третьих, неистребимая тяга к знаниям, то бишь к различным званиям и степеням. Как было раньше прекрасно, получаешь вначале степень «кандидата наук», несколько лет походив, тебя удостаивают следующей степенью «доктора наук». А теперь кандидата нет, а только Пи Эйч Ди или, по-простому, Доктор Философии. Всё забрала революция. Раньше лишали всяких княжеских и графских титулов, а теперь учёных степеней. Есть у нас богатый бизнесмен, всё есть, и деньги, и любовь прекрасной половины, вот учёной степени нет. Но не унывал человек, пошёл в библиотеку, поработал днями и ночами в лаборатории и защитился. Приятно смотреть, выходит из дорогой иномарки не малиновый пиджак, а будущий лауреат Нобелевской премии. К сожалению, любовь к огородничеству не привилась. Дачи используются как юрты: свежий воздух, тяга к голубому небу и к звездам по ночам. Та же самая участь постигла классическое искусство в лице балета и оперы, туда же полетела филармония. На балет и оперу ходят иностранные дипломаты и пижоны. Книжные магазины исчезли, а библиотеки доживают свой час. Все-таки главное для любого человека – это праздники и неистребимая тяга к знаниям и званиям.</p>
Справка
Гомбосурэн Чингис. Родился в Улан-Удэ в 1965 году. Окончил МГУ им. Ломоносова (факультет психологии), Центрально-Европейский университет (Будапешт, Венгрия). Магистр Делового Администрирования (MBA). 1997 г. – стипендиат Открытого Общества – Фонда Сороса 1995 г. – стипендиат Министерства Иностранных Дел Соединного Королевства Великобритании и Северной Ирландии 1995 г. – стипендиат Министерства Иностранных Дел Королевства Нидерландов 1982 г. – золотая медаль Министерства просвещения РСФСР об окончании средней школы. Автор более чем 100 статей на английском, русском и монгольском языках, включая три статьи опубликованные во всемирно известном журнале « The Banker» в Лондоне.
В сюжете: видеоблоги AsiaRussia.ru