Опиум для народа
Образное определение религии, ставшее широко известным благодаря Карлу Марксу, использовавшему его в своей работе «К критике гегелевской философии права », как-то слишком часто вспоминают в последнее время. И не только в России, но и Монголии.
Наш монгольский колумнист Гомбосурэн Чингис как раз -таки о том, как злоупотребляют свободой вероисповедания в демократической Монголии и когда религией начинают просто спекулировать на каждом шагу, подменяя истинную веру.
<p>Совсем недавно о религии было не принято говорить и тем более писать. Итак, благодаря новым демократическим переменам в Монголию пришла свобода вероисповедания. На практике это приняло различныеформы. Тем более, у подавляющего большинства населения не было никакого представления: как стать верующим. Особенно, когда ты вчера еще был беспартийным монархистом или, в худшем случае - безбожником.Тем более, при социализме к этому относились очень серьёзно. Например, главой Монгольской Буддистской Церкви до нынешнего Настоятеля Его Святейшества был бывший преподаватель философии. Центральный Комитет Монгольской Народно - Революционной Партии вызвал его и сказал ему в связи с кончиной Настоятеля Монастыря Гандан примерно следующее: вам де следует явиться туда и принять обязанности руководителя Монгольской Буддистской Церкви. Уверен, что и в Бурятии было так же. Покрайней мере, так было с отправлением на учёбу советских бурятов на учёбу в Духовную семинарию в Улаанбаатар. Потом вначале 1990 - х все устремились в религию с такой же страстью, как и в челночный бизнес. Тем более, тибетский буддизм имеет две различные формы: настоящий на тибетском языке и западная популярная трактовка. Настоящий знает только ограниченное число профессиональных служителей культа, продолживших образование в Тибете или в Дхармасале; западная популярная трактовка - это Борис Гребенщиков, Ричард Гир или, в худшем случае, Стивен Сигал. Понятно, что в Монголии эту западную трактовку знают только пижоны и эстеты. Раз в несколько лет начинается перебранка по поводу празднования Лунного Нового Года. Одни соглашаются на разницу между китайским днём Лунного Нового Года и тибетским, а другие нет. Тем более - нет недостатка в экспертах. Из-за этого обыватель впадает в ступор. Некоторые даже празднуют Лунный Новый Год дважды. Тем более обе стороны обещают полное невезение последователям противоположной стороны.Для любознательных сообщаю: в Монголии обитают не только последователи Гелугпа, но и последователи красно-шапочного тибетского буддизма. Наверное,«красные» и раньше были у нас. Есть женщины монахини. Насчёт их все непонятно. Одни говорят, что были, а другие же отрицают. Служители культа представлены разношерстной публикой. Поэтому им всегда неловко на аудиенциях с Его Святейшеством Далай Ламой. Они ведь не следуют обета безбрачия, употребляют алкоголь и т.д. и т.п… Трудно представить служителя культа, который живет в современной квартире, активно посещает бары и рестораны. Из-за этого начался кризис жанра, который совпал со временем карточного распределения продуктов и началом распространения английского языка в Монголии. Обывателя озадачили западные христианские миссионеры: обогреют, накормят, пальтишко дадут и английскому языку научат. А в буддистском монастыре деньги потребуют и даже халат не дадут. С английским языком откроются двери во всякие западные учреждения. Тем более значительное количество этих учреждений имеют финансирование от различных христианских организаций. Поэтому на интервью заявляешь о своей религиозности, для полной гарантии успеха надо появиться на воскресной службе церкви шефа. Надо напрячься только с религиозным направлением будущего начальника, а то спутаешь пятидесятников со свидетелями Иеговы. А если податься в мормоны, то вообще можно свалить за бугор. Вы можете очутиться в США,а конкретно - в штате Юта. Только одна незадача: нельзя курить, нельзя употреблять алкоголь, и пара других запретов. Так как мы люди суровые, мы можем всегда найти причину нарушить запреты. Пьют же водку наши ламы, так почему нашему мормону не выпить пива или чашку кофе? Пьют же водку казахи в Казахстане и никто им не указ, а вот свинину не употребляют. Напоследок, надо не забыть последователей шаманизма. Их в эпоху исторического материализма совсем не было, а теперь - каждый четвёртый и пятый житель Монголии является шаманом. У них тоже кризис жанра: поэтому у них развился сетевой маркетинг типа российского варианта от некогда Сергея Мавроди или Владимира Довганя. Это означает, что новый шаман находит другого нового. У нас министр в правительстве шаман, поэтому везёт нам со страшной силой. А среди деятелей искусства шаманов просто пруд пруди, а вот среди деятелей науки - совсем нет. Среди простых трудяг также нет. Не любят они простых людей. В целом, религия, как и Восток - дело тонкое и тёмное.</p>