Бид бүгдээрээ монголчууд, или наследники мифа
Братство монгольских народов. Мы пытаемся утвердить его в этом мире. Потому что считаем, что нас объединяет многое. Между тем, как отмечают ученые, исследующие проблемы этногенеза народов Центральной Азии: «Родство монгольских народов – явление достаточно сложное»...
Меня вот что в очередной раз озадачило. Первое: терки с тюрками)) Как обычно претендуют на Чингисхана и государственный язык Их Монгол Улс. Но об этом в другой раз... Второе: вновь возникшие споры об этимологии наименования «бурят». И они соприкоснулись! Эти два вопроса. И надо же было воткнуться в статью, связавшую некоторым образом первое со вторым! Казалось бы — «всего лишь» вопрос об этногенетической близости ойратов и бурят. Но, как обычно, случайности неслучайны... Тоже волки? «О происхождении имени бурят наиболее убедительной является версия, выдвинутая Ц. Б. Цыдендамбаевым [33, Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. – Улан-Удэ, 1972 — с. 274–279], согласно которой это имя происходит от тюркоязычного слова буре/бури/боря – тотемического названия племени/рода волка (по-бурятски и по-мон-гольски – соответственно шоно и чоно/чино). Род шоно, т. е. по-тюркски «волк», широко распространен среди эхиритских бурят, ойратов Монголии и Синьцзяна и калмыков Поволжья, что указывает не просто на былую ойратско-бурятскую общность, но и на древнее генетическое родство. Кроме того, среди эхиритов есть род бура/буура, который, возможно, тоже является родом, сохранившим тюркоязычное наименование. Но самое интересное о роде шоно/чоно/чино состоит в том, что это тотемическое имя носит легендарный прародитель царского рода монголов Буртэ-Чино (в переводе «Волк-Волк»). Это указывает на то, что этноним «бурят» восходит к древнейшему тотемическому сознанию тюрко-монгольских этносов, уходящих в древнетюркскую и далее в хуннскую эпоху». Коновалов П. Б. Об ойратско-бурятской этноисторическойобщности: историко-археологическое исследование//ВЕСТНИК БНЦ СО РАН, №2, 2011 - Изд-во БНЦ СО РАН, 2011 — с. 20-32 Такая вот «иллюстрация» на тему запутанной истории монгольских народов.Цитирую, дабы всего лишь добавить эту версию к инсинуациям (на мой, конечно, взгляд) соцсетей последней недели о происхождении имени «бурят» - от русского слова «брать» (мол, подъясачные РИ)... Есть также версия от монголоязычного «непокорный», что-то в этом роде... Но всё это, как говорится, вопрос открытый. Высказывайтесь, пожалуйста! Аргументируйте. Всегда приятно покопаться в истории или этнике! И не чтобы только полюбоваться, как гуманитарии умеют умно рассуждать на интересные темы. Полет фантазии О древности. Порой так утешительно читать толковые ученые тексты об истории или этногенезе кочевых племен, из коих росли сегодняшние народы... Именно фолк! На меня, как правило, они производят эффект «кино». Погружаешься в хитросплетения слов научных, сухих — но будто воочию видишь картинки давнего прошлого. Воображение рисует! Лично мне видится жизнь, когда не было между людьми той большой разницы, приобретенной нами в ходе прошедших веков. К слову, именно на этой почве рождаются мифы, сказки и многими нынче любимые романы-фэнтэзи! Как, впрочем, историческая наука и идеологические спекуляции около нее. «Этногенез и этническая история ойрат-калмыков и баргу-бурят, с моей точки зрения, напрямую связаны с этносами, вышедшими из Уйгурского каганата, нежели с шивэй-монгольскими пришельцами» (цитата из упомянутой статьи). Контрольный выстрел в голову! Осталась красивая легенда... Границы были не те, да и государства были другие (речь окочевниках до Чингисхана, напоминаю). Не было границ также, в сегодняшнем понимании, идеологических или религиозных... Хотя вот языковая разница! Ясно сознаешь, что и сегодня язык — есть то главное, что позволяет иденитфицировать принадлежность к определенной общности людей. Народы и этносы, как мы сейчас говорим... Нации. И вслед за тем логично начинает вырисовываться уже весьма привычная и невеселая картина. Монгольские народы — могут ли считаться родственными сегодня? Когда у нас уже нет, практически, общего языка? Он как бы есть (в диалектах), но теперешние государственные границы влияют (мы им уже почти не пользуемся)... Гены? Сомнительный аргумент. При современных темпах ассимиляции... Цепляемся за последнее — культура (коя без языка тоженичто), обычаи, традиции... И тут самоидентификация начинает буксовать. Ибо эти «последние», рожденные во времена тенгианства, пересекаются или вовсе одинаковы с таковыми же у других этнических общностей (к монголам себя определенно не причисляющих)... Религия? Она у нас — мировая. Значит, буддизм... И он, еслиразобраться — вовсе чужд разделяющему самоопределению, самости и эгоизму, по сути. Пустотность! Краеугольный его камень! Тем более «монгольский мир» - отнюдь не синоним «буддийскому миру»... Что же нас как бы всё ещё удерживает «вместе»? Наверное, это только легендарная история. Откуда есть пошли... А кто скажет свою версию — на чем сейчас стоит «монгольский мир»? Поделитесь мнением!
В сюжете: бурятыкалмыкиэтничность