Растоптать, унизить и уничтожить. Как устроен родоплеменизм
Публицист Бато Очиров предлагает уйти от примитивного общественного устройства и перейти в категорию понятия "нация".
Несколько дней назад на сцене Буряад театра с грандиозным успехом прошла постановка спектакля про Бальжин-хатан. Легенда или история о бурятской королеве, которая сформировала первую монолитную бурятскую нацию из 11 родов, по моему мнению, должна стать основополагающей на ближайшие десятилетия.
Однако мнения по этому поводу разделились. Требования противоположной стороны: “кто она такая”, “откуда взялась” и почему ставите “чуждый нам спектакль”. Есть более изощренные тролли - дескать, хори-бурятский энгэр “это отличительный знак или мишень для отстрела” их маньчжурами и т.д. Весь интернет сейчас пестрит такого рода контентом.
Ранее гигантский резонанс вызвал спектакль про Уржина Гармаева. Создавались инициативные группы по шельмованию театра, организовывались “письма ветеранов” в Администрацию президента, обращались в соответствующие органы и т.п.
Такой же резонанс вызвала инициатива по строительству образа праматери династии великих монгольских ханов “Алан-гоа” в Тунке. Дескать, “поднимают идола” и прочее… Поднялось много разной “пыли” и вопрос закрылся.
По строительству памятника в Улан-Удэ герою России Алдару Цыденжапову. Памятник в основном был построен благодаря поддержке Вячеслава Наговицына, Вадима Бредния и Александра Голкова. Бурятские деятели считали, что Алдар Цыденжапов - не “бурятский” герой, а забайкальский. Я тогда был президентом этого Фонда и наслышался много разной чепухи. А после строительства - много разной клеветы в свой адрес.
Есть другой пример. Несколько лет назад на сцене Буряад театра был поставлен очень хороший спектакль по мотивам преданий иркутских бурят “Улейские девушки”. Он идёт давно и каждый раз вдохновляет зрителей. И ни у одного человека к данному знаковому акту нет претензий и тем более антагонизма.
Напрашивается вопрос: почему к одному важному делу одно отношение, а к другому - противоположное? Здесь я не смогу ответить… Видимо, разные характеры у двух разных сообществ.
И, по моему убеждению, всё дело родоплеменизме как устоявшейся за последние 100 лет форме власти и общества в Бурятии. И для того, чтобы перейти на другую плоскость общественного устройства и провозглашения единой нации, необходимы механизмы и объединяющие скрепы. И мы видим, что ценности наши разные и скрепляться-то не за что.
Нужно понимать, что просто “по велению сердца” не формируется такая сложная и многокомпонентная вещь, как нация. Широкие массы объединяются не по родственным и не по меркантильным интересам. Их объединяют ценности, позитивная история и светлое будущее.
Именно поэтому призываю обратить внимание на эту важнейшую деталь общественной конструкции. Пусть бурятская нация будет состоять из двух монолитных и сильных столпов, уважающих друг друга, идущих навстречу, чем из существующей слабой разноперистой толпы.
Комментирование временно отключено
Обсудить материал на Facebook