Поездка в Калмыкию - не азиатским взглядом
Путешествуя по Калмыкии, россиянка сравнивает Элисту 10-летней давности и сегодняшнюю столицу республики. В целом её оценка достопримечательностей вполне доброжелательна. Однако есть и некоторые "странности", которые можно списать на сколь извечный, столь и тривиальный обывательский страх перед "монголоидной дикостью" - иными словами перед всем "чужим" и незнакомым. Чего стоит одна лишь "классификация" калмычек по внешним признакам... Также странным выглядит сравнение Калмыкии и Бурятии - хотя в последней автор "путевых заметок" явно не бывала. Тем не менее, оставим на суд читателя суждение о справедливости при описании "буддийской столицы Европы". Тем более по её же признанию - "смотреть тут есть на что!". Давайте посмотрим...
Современные достопримечательности Элисты (Калмыкии) можно разделить на три вида. Буддийские (Золотая обитель Будды Шакьямуни, семиярусная пагода), шахматные (Нью-Васюки, Остап Бендер, шахматный дворец) и советские достопримечательности. Фотографии и подробности представлены ниже.
Расписания на вокзале нет, а один из двух ж/д путей занимает столетний товарняк. Самолёты, если и прилетают в Элисту, то весьма нечасто. Регулярных рейсов из Москвы ни одна из крупных авиакомпаний не совершает.
Соответственно, попасть в столицу Калмыкии можно только автотранспортом. Так что автовокзал процветает, и жизнь здесь кипит. Ехать лучше всего из четырёх пунктов: Астрахань, Волгоград, Ставрополь и Ростов-на-Дону (Махачкалу рекомендовать не берусь). Ростов и стал нашим пунктом отправления.
Согласно Интернету автобусов в Элисту из Ростова идёт до фига. Но на деле — лишь 2. Прямой из Ростова и транзитный по маршруту Таганрог-Астрахань. Прямой идёт днём по жаре и крайне неудобен для однодневного визита. Так что лучший вариант — второй. Из Ростова он выходит в 20.30, а в Элисту прибывает в 7.30. Итого — 11 нелёгких часов в пути. Но тяготы дороги того стоят. Взору открывается такой вот умопомрачительный пейзаж!
Элисту 10-летней давности очевидцы описывают, как дикое и крайне неприветливое место. Калмыки были нищими, голодными и злыми. Поесть было негде, смотреть было нечего. Сегодня калмыки практикуют вовсю буддизм и, наверно, потому добры и приветливы. По крайней мере, такое у нас сложилось впечатление. И смотреть тут есть на что!
Современные достопримечательности Элисты (Калмыкии) можно разделить на 3 вида:
1. Всё, что связано с буддизмом;
2. Всё, что связано с шахматами;
3. Памятники, связанные со всем, чем можно.
Между тем, пожрать в Элисте по-прежнему негде. Мы всё же нашли кафешку с местной кухней, где схавали калмыцкий суп махан, по составу очень напоминающий шурпу. Суп был вкусный, сытный и дешёвый.
Главная достопримечательность Элисты сегодня — буддийский храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни» (Гол-сюме) или главный хурул. Название храму дал сам Далай-лама, который вообще в Элисте бывает часто. Хурул был открыт в 2005 году.
Буддизм был распространён в Калмыкии ещё до советской власти и сегодня активно возрождается. Фактически, Калмыкия — это единственная территория буддизма в РФ, не считая Бурятии. Но в Бурятии внешние проявления этого учения выражены слабо и из явных свидетельств можно вспомнить только нетленного Хамбо-ламу. В Элисте же есть 2 буддийских храма, и оба они являются не только самыми большими в России, но и в Европе. Так что власти Калмыкии справедливо позиционируют Элисту, как буддийскую столицу Европы.
Вокруг «Золотой обители» разбит красивый сад с цветами, фонтанами, статуями великих буддийских учителей прошлого и молельными барабанами («кюрде»). Любой, при условии уважительного отношения, может попасть на службу. Ламы читают мантры на тибетском и периодически бьют в специальные перкуссионные инструменты. Фотографировать запрещено. Трудно однозначно сказать, в чём причина, но у этого места очень позитивная энергетика и атмосфера, и уходить оттуда совсем не хочется.
Вообще, по всему городу очень много разбросано всевозможных пагод, ворот, беседок и просто изображений в восточном стиле.
На главной площади, где в центре раньше гордо возвышался Ильич, стоит красивая «Пагода 7-ми дней», молельный барабан в которой, наполненный 30 миллионами буддийских мантр — подарок Далай-ламы, привезённый из Индии.
Также на площади есть большие пластиковые шахматы, в которые может сыграть любой желающий. Тут же находится главный университет Калмыкии и здание администрации главы Республики Калмыкия. Ильича, что характерно, не убрали, а передвинули вглубь площади.
В Элисте ещё весьма заметны следы советского прошлого, что выражается в интересных мозаиках на здании автовокзала и центрального рынка, а также в многочисленных памятниках и соцстиле архитектуры, пока ещё господствующем в городе.
В столице Калмыкии есть 2 памятника генералу Городовикову. Не сразу, но выяснилось, что это 2 разных человека. Причём, они кажется, даже не родственники.
1. Басан Бадьминович Городовиков
2. Ока Иванович Городовиков.
Памятников в Элисте вообще огромное количество (опять-таки, считается, что город лидирует по этому показателю на Европейском континенте). Есть буддийский просветитель XVII века Зая Пандита, а есть языческий покровитель калмыков Белый старец.
Сергию Радонежскому тоже памятник поставили, но мы его не видели. В городке шахмат Сити-Чесс, построенном специально к шахматной олимпиаде 1998 года, есть замысловатые памятники цейтноту и прочим эндшпилям.
Сам городок построен в лучших традициях турецкой курортной архитектуры с Дворцом шахмат в самом центре.
У въезда гостей встречает большая ступа просветления. Подобных ступ уже довольно много в Элисте, но эта — самая большая.
Неподалёку строится пагода или что-то похожее. Здание образует причудливый пейзаж с домами спального района панельной застройки.
К шахматному городку, ставшему попыткой воплощения проекта «Нью-Васюки» Остапа Бендера, ведёт проспект, названный в честь этого литературного персонажа. Памятник Бендеру также присутствует.
Много монументов в столице Калмыкии представляют древний калмыцкий эпос «Джангар». Суть эпоса осталась нам неизвестной, но речь в нём идёт о славных подвигах легендарных и мифических героев. Как, наверное, и во всех эпосах.
Самое же сильное и позитивное впечатление на меня лично произвело не всё вышеперечисленное, а второй буддийский храм «Святая обитель теории и практики школы Гелуг» (Сякюсн-сюме) или старый хурул.
Это 1-й буддийский храм, построенный в Элисте со времён советской власти (1996). Располагается храм в степи, за пределами города и, возможно, именно отсутствие городской суеты вокруг делает это место таким притягательным.
Здесь нет большого и красивого парка, как в новом хуруле (хотя местные монахи выращивают розы), но есть какое-то неуловимое очарование и гармония. Из центра сюда можно доехать на 15 маршрутке. Время в пути — 15-20 минут. В Шахматный городок, кстати, едет 7 маршрут, а в «Золотую обитель» можно и пешком от автовокзала прогуляться.
Что до старого хурула, то когда мы вошли внутрь, там были только четверо молодых монахов, читавших мантры на тибетском и иногда о чём-то шутивших между собой. Одним из этих монахов был мальчик младшего школьного возраста, а на другом не было традиционного одеяния лам, а лишь футболка с джинсами.
В центре храма, как принято, возвышается статуя Будды, а стены расписаны тибетской танкой-живописью. Изображения повествуют о различных сюжетах из буддийской традиции.
Позади монахов располагались коврик из линолеума и специальные лапки для совершения простираний. Атмосфера здесь была не такой пафосной, как в «Золотой обители», а потому — более приятной и умиротворённой. Под крышей храма живут голуби, а в близлежащей степи было замечено много красивых птиц. Пробежали и скрылись в степи 2 зайца.
Кроме храма на территории хурула есть маленький домик для лам, ступа с прахом буддийского деятеля и сад с розами.
На горизонте были замечены 2 ветряка, а неподалёку — памятник «Хонгор» древнему воину, пускающему из лука 4 стрелы. Выяснилось, что использовать ветряки в Калмыкии крайне выгодно.
Из прочих наблюдений:
1. В Элисте практически невозможно купить карту города. Свою мы приобрели только под конец пребывания в городе, зато она оказалась очень подробной и отлично сделанной;
2. Молодые (да и не очень) калмычки очень ухожены и претендуют на звание модниц. Несмотря на наличие представительного Сити-Чесс, город отнюдь не кажется богатым, но при этом в нём много салонов красоты (был даже замечен салон для мужчин). Сами калмычки встречаются преимущественно двух типов: мордатые, крупные, ширококостные и худенькие, изящные, красивые;
3. И мордатые, и изящные калмычки, а также молодые парни работают на оригинальной должности открывальщика/закрывальщика дверей в маршрутках. На остановках они осуществляют эту операцию вместо пассажиров. Также они собирают деньги за проезд и говорят водителю, выходит ли кто-то на той или иной остановке;
4. В целом калмыки показались нам открытым, общительным и доброжелательным народом. Видимо, сказывается присутствие буддизма на их земле. Хотя и непривычно видеть вокруг себя почти исключительно людей монголоидной расы. Этническое соотношение в Элисте (и, вероятно, в Калмыкии в целом) примерно такое:
80% калмыки,
15-17% славянской наружности,
3-5% кавказцы.
Из «Золотой обители» с нами уехала статуэтка Ганеши, по иронии судьбы, сделанная в злосчастном Китае.
Резюме: Сегодня Элиста — это интересный и самобытный город, а плоды работы главы Калмыкии видны невооружённым глазом.
P.S. Несколько мест нам посмотреть всё же не удалось. Это мемориал «Исход и Возвращение», посвящённый депортации калмыков в Сибирь в 1940-х годах, а также главный православный собор города — Казанский (впрочем, каким-то исключительным шедевром зодчества он не является). Ну и так — кое-чего по мелочи.
Обратно удалось взять билеты также на автобус Астрахань-Таганрог, который из Элисты выезжает в 18.30, а в Ростов прибывает в 4.30 утра.
Еще о достопримечательностях Калмыкии – короткий, но завораживающий своей красотой ролик:
Источник: http://www.kalmykiatour.com
В сюжете: КалмыкияпутешествиедостопримечательностиЗолотая обитель Будды Шакьямуни