Что нужно бурятам для консолидации?
Для консолидации нации в единое целое мы должны отказаться от этнонима "буряад".
Во-первых, наши выходцы из Джидинского, Кяхтинского районов и других, говорящие на халха-монгольском наречии, больше себя объединяют с монголами из Монгол Улс.
Во-вторых, термин "буряад" способствует разжиганию розни между выходцами из восточных и западных аймаков. В-третьих, этот этноним в рамках расейнской фидирстаии может служить базой для консолидации людей только в "респ." "Бурятия", а люди, родившиеся на территории Ирк. обл. и Заб. кр. как будто живут не на своей земле, живут сравнительно далеко от "республики", соответственно, не имеют полной возможности для того, чтобы считать себя частью "бурятской" общности.
В-четвертых, этот этноним отделяет нас от монголов Монгол Улс и Южной Монголии, хотя многие наши рода живут и в Монгол Улс и в Южной Монголии. Это и есть наши рода. Род Хори живет и в "Бурятии", и в Заб. кр., и в Монгол Улс, и в Южной Монголии (КНР), и они никуда не приезжали, они живут на своей земле. Хори такая же неотъемлемая часть монгольской нации как и сартаулы, как и любой другой монгольский род.
В "бурятском" языке нет ни одного однокоренного слова к слову "буряад", а ранее писалось "бурят", что доказывает, что это слово было заимствовано. А для "бурятских" родов абсолютно нет ничего общего, что могло бы их при этом отделять от других монгольских родов. Историк Михайлов писал, что русские придумали термин "Бурятия" для того, чтобы маньчжуры не претендовали на территорию Прибайкалья, т.к. владели большей частью Монголии.
Автор "бурятской" грамматики профессор Гарма Данцаранович Санжеев считал, что "бурятский" язык является диалектом монгольского языка. Г. Д. Санжеев автор таких работ как: Монгольская повесть о Хан-Харангуе, М.-Л., 1937,Синтаксис монгольских языков (Практическое пособие для переводчиков востоковедных школ и самостоятельного изучения монгольского языка), М., 1934, Образцы монгольской литературы, М. 1945 и многое другое.
Конечно в его трудах употребляется и термин "бурят-монгольский язык" и термин "бурятский язык", но сам-то Г.Д. Санжеев был против того, чтобы разделять единую монгольскую нацию на монгольскую и бурятскую. Так он написал письмо Сталину с наивный вопросом: почему на базе одного диалекта происходит разделение одной нации?
На что ему Сталин в газете правда от 2 августа 1950 г. ответил: "Бывают и обратные процессы, когда единый язык народности, не ставшей еще нацией в силу отсутствия экономических условий развития, терпит крах вследствие государственного распада этой народности, а местные диалекты, не успевшие еще перемолоться в едином языке, оживают и дают начало образованию отдельных самостоятельных языков.
Возможно, что так именно обстояло дело, например, с единым монгольским языком".
Пропаганда по автономности "бурятского" этноса активно началась лишь в 1990-е гг. До этого в советское время до 1957 народ признавался "бурят"-монгольским. Потом все национальные темы просто замалчивались, проводились языковой и культурный геноцид, политика ассимиляции.
Сегодня мы столкнулись с потерей нации, с языковым геноцидом, и всему этому способствует чужой для нас этноним "бурят". Многие поддаются на эту оккупационную пропаганду. Считают себя "не монголами". Эти люди либо глупы, либо необразованны...
В сюжете: бурятыконсолидациямонголы