Булат Шагжин: «Хватит метать бисер, пора подниматься»
Известный общественник, и новый автор АРД – о своем личном опыте и вкладе в дело развития бурятского языка и культуры.
26 сентября был день памяти жертв репрессии бурят-монгольского народа. И невольно просидев за книгами и статьями о том времени, размышлял о новом времени. В начале года наблюдался рост национального культурного движения в республике. Открывались под разными флагами общественные школы, проводились круглые столы, создавались организации. В сентябре прозвонил старым знакомым, пообщался с общественниками.
Многие инициативы быстро захлебнулись о стену безразличия. Все чаще приходится и нам задумываться, а нужен ли людям бурятский язык, бурятская культура. Если не пытаться выдавать желаемое за действительное, то нет. Банально разыгрывали национальную карту перед выборами.
А по факту и трех тысяч рублей будет жалко выделить из многомиллиардного кармана на бурятскую культуру, простому человеку жалко помочь делом (зато советчиков с апломбом - сотни). Наша опора пока только СМИ и небольшая группа энтузиастов. Здорово, если люди начнут проводить общественную работу у себя в городах, селах, участвовать активно в политике в части национального вопроса.
Представлю личные зарисовки последнего времени.
1. Программы бурятского языка сворачивают и это мало кого волнует. На просьбу помочь, отвечают "почему я? Правительство должно заниматься. Надо чтобы вы их заставляли".
2. В начале года на просьбу об обозначении улиц на бурятском и русском языках сообщалось о нехватке средств на смену вывесок улиц, однако сегодня мы видим, что они появляются на английском и русском. Английский обязателен, а бурятский в родной стране - нет. Это лебезение перед Западом и плевок в лицо бурятскому народу.
3. В связи с "неожиданным" потеплением отношений с Монголией, некоторые монгольские СМИ и политики отмечают, что отношение к бурят-монголам в России оставляет желать лучшего.
4. Проехался по национальным республикам в августе-сентябре. Пообщался с людьми, видными деятелями и национальными движениями. Проблемы схожи. Идет американизация и спаивание молодежи. Помогут только жесткие государственные меры по агитации и изучению культуры и языка. Из этого сделал вывод, что нужно создавать платформу - литературу для старта культурного возрождения в будущем. Всю это работу можно назвать нацбилдингом. Известный в Чувашии писатель Атнер Хузангай рассказал об опыте нацбилдинга у других народов. Эффект вполне ясен - духовное удовлетворение народа, экономический рост, здоровая нация.
5. За год общения с разными культурами, я понял для себя, чем наша культура отличается. Типичный россиянин в шоке от того, что "живя в стране с богатыми природными ресурсами, он живет бедно. Сколько неосвоенных лесов, сколько невспаханной земли, сколько не добытых ресурсов. У нас много рыбы, почему мы ее не ловим, а закупаем?"
Никакой истинный бурят не скажет такого. Неприятно, что кто-то хочет уничтожить нашу природу ради обогащения. Наша вера не позволяет даже рыть землю.
6. Расскажу один из многих примеров из жизни. Недавно один мужик жаловался в Иркутске, что "вы буряты перестали пасти скот. Как было здорово раньше, поедешь на рыбалку в Усть-Ордынский округ, подойдешь к чабанам, поменяешь бутылку (подумайте, бутылку!) водки на барана. Им не убудет, да и нам хорошо. А сейчас, что? Сидят по деревням, водку пьют, ни языка, ни рода своего не знают". Я высказался, "что может в силу вот такой вашей алкоголизации и не пасут уже". Он посмеялся, сказал, "скоро вы будете на себе шерсть стричь".
Во многом национальный вопрос довольно больной для всех. Вроде общаешься с людьми, а когда вопрос о языке и культуре заходит, считают, что бурятам/башкирам/татарам/якутам/чувашам опасно язык и культуру изучать, голову вон начали поднимать. Становится грустно, ведь не думаешь, что так хорошие люди могут говорить.
7. Некоторые "буряты", в т.ч. некоторые "общественники-патриоты" смеются над тем, что тратим свое время и деньги на метание бисера перед свиньями. Давление ужасное. Захожу в кафе на обед, или в трамвай вечером. Всюду споенный бурятский народ.
Откровенно говоря, свои заработанные деньги в Москве исчерпал на школы и культурные мероприятия, общественную рекламу и прочее. И не так интересен стал людям, которым помогал. Теперь езжу чаще в Москву. Это расстраивает.
Но есть уже слепая вера, что будет все как задумали. Народ наш поднимется. Есть люди, которым верим, с которыми хотим работать. Это простые люди: журналисты, ведущие, рабочие, писатели, учителя, режиссеры, деятели культуры, предприниматели и другие, понимающие, что не кто-там что-то обязан, а мы в первую очередь обязаны.
Открыли общественное движение "Буряад соёл". Снова продолжили набирать бурятские школы для взрослых (почти все по городу альтернативные закрылись, т.к. рассчитывали на коммерческую выгоду может), продолжаем литературные вечера и работу в общественной и политической жизни в части узаконивания и поддержки бурятского языка и культуры. Выпустили более 20 бурятских книг и продолжаем выпускать. Несмотря, что бурятские книги это не "домохозяйское чтиво", нам это нравится делать, хоть и без прибыли. Открываем ансамбль бурятской песни.
Думаем, что хватит нам всем отсиживаться и наблюдать. Надеемся Вам не безразлично будущее вашего народа и близких, мы можем делать дело вместе. Записывайтесь в ряды волонтеров движения. Ходите в школу, на наши встречи, в ансамбль, зовите друзей. Давайте жить в окружении единомышленников.
Первая запись в волонтеры движения в это воскресенье 5 октября в 12-00 перед литературной встречей в Детско-юношеской библиотеке (18кв) на втором этаже. Также в 12-00 мы планируем провести круглый стол "Нацбилдинг бурятского народа", приглашаем всех желающих. Встречу проводим в режиме докладов, с последующим обсуждением с докладчиком. Далее круглый стол со свободным обсуждением.
Телефон организации 22-30-29
Телефон председателя 8-924-77-089-55
Фото: автора
В сюжете: Бурятиябурятский язык