Приходит время смены бурятской элиты
По мнению автора АРД Бато Очирова сейчас наступает самое время для смены состава или, скажем так - реконструкции национальной элиты бурят.
В последнее время Бурятия понемногу начала приобретать свою национальную идентичность, и это не смотря на все усилия властей умолчать, затянуть, и таким образом задавить начавшееся движение национального возрождения бурят.
Видимо, прав общественный деятель Булат Шагжин, говоривший: «Многие инициативы разбились о стену безразличия. Все чаще приходится и нам задумываться, а нужен ли людям бурятский язык, бурятская культура. Если не пытаться выдавать желаемое за действительное, то нет. Банально разыгрывали национальную карту перед выборами. А по факту и трех тысяч рублей будет жалко выделить из многомиллиардного кармана на бурятскую культуру, простому человеку жалко помочь делом (зато советчиков с апломбом - сотни)».
Булат это написал от отчаяния: он, вероятно, не ожидал, что так угрюмо будет молчать бурятская элита по поводу его, казалось бы, жизненно важной для них же самих деятельности.
Булат Шагжин – организатор регулярных встреч бурят-монгольских общественников, деятелей культуры, писателей... Фото Фейсбук Булата Шагжина.
То, что делает Шагжин по возрождению родного языка, культуры – это, безусловно, одно из самых важных общественно-политических действий в истории Бурятии и все это он делает, в основном, из собственных средств. Но, как говорится, еще не вечер! Я думаю, что личный потенциал Булата как общественно-политического деятеля только начинает своё развитие, и он, видимо, должен пройти через испытания... чтобы добиться успеха.
На прошедшие официально-юбилейные мероприятия по случаю празднования 250-летия института Хамбо лам России Правительство Бурятии выделило всего 3 млн.руб. Учитывая то, что Бурятия – центр буддизма всей страны, выделенная сумма денег крайне неадекватна.
Сам Институт Хамбо лам России, после возвращения 12 лет назад ХII Пандито Хамбо ламы Даша Доржо Этигэлова, переживает настоящее возрождение. Деятельность ХХIV Пандито Хамбо ламы впечатляюща. За короткое время в этнической Бурятии построены масса дацанов, субурганов, несколько дворцов в самом Иволгинском дацане (резиденции Хамбо ламы Дамбы Аюшеева), на качественно высокий уровень поставлена в буддийском университете учеба. Такого сильного подъема буддизма сейчас нет ни в Монголии, ни в Калмыкии, ни в Тыве.
XXIV Пандито Хамбо Лама – глава Буддийской Традиционной Сангхи России, знакомит президента Владимира Путина с Иволгинским дацаном. Фото SCP.com
Огромный вклад Хамбо лама вносит в возрождение традиционного овцеводства – в этом направлении он, наверное, сделал больше, чем все правительство Бурятии, поголовье грубошерстных овец увеличивается с каждым годом без какого-либо вмешательства минсельхоза Бурятии.
В зону особого внимания Хамбо ламы входит Бухэ барилдаан – если бы не стремление Дамбы Аюшеева и его действия по восстановлению традиций, в этом виде национального спорта, наверное, борцы до сих пор боролись бы одетые в современные спортивные борцовки до “трех точек” (как раньше говорили). Теперь же национальная борьба – это зрелище со всей своей грациозной атрибутикой и, можно сказать, со своей философией.
Хамбо лама всерьез взялся за возрождение бурятского языка. Учитывая, что у него всегда получается – независимо от того, за что он берется – я уверен, что буряты, наконец, заговорят на своем родном языке.
Необходимо заметить, что все эти качественные изменения в обществе происходят не «сверху вниз», как принято у нас – а «снизу верх»!
Получается та классическая ситуация, когда низы не могут жить по-старому, а верхи не могут управлять по-старому. По теории Ленина это считается признаком назревшей революционной ситуации. У нас, конечно, до революции дело не дойдет, но исторически приходит время смены элиты – уже в бурят-монгольском обществе.
Теперь очевидно, что существующая национальная элита не знает и не может сделать того, что хочет народ.
Нужны прорывные точки для старта, если хотите – то, от чего нужно оттолкнуться. Этой «опорой» могут стать – три наши, я бы назвал, драгоценности. То, в чём буряты действительно сильны и смогут сделать на мировом уровне:
- Первое – это буддизм. При нормальной материальной поддержке «бурятский» буддизм может приобрести общемировой формат, со всеми вытекающими отсюда политическими, экономическими дивидендами.
- Второе – стрельба из лука. Каким бы парадоксальным это ни казалось, но единственный олимпийский вид спорта, где бурятские спортсмены конкурентоспособны на мировом уровне – это стрельба из лука.
В стрельбе из лука российский спортсменов только один пока поднимался на пьедестал олимпийских игр — это Баир Бадёнов из Бурятии, завоевавший бронзовую медаль на олимпийских играх в Пекине в 2008 году. Фото visitchita.ru.
К сожалению, тех, у кого есть власть и деньги, этот «бурятский» вид спорта не интересует вообще. Но даже при таком отношении к нему бурятские спортсмены умудряются быть самыми лучшими в России. При нормальном подходе к этому виду спорта бурятские лучники были бы абсолютными фаворитами всех мировых турниров. А это имидж! А он как известно – если не «всё», то очень многое.
- Третье – мясное животноводство. Это то, что в крови каждого бурят-монгола. В этой отрасли сельского хозяйства заложена культура, философия жизни народа.
Фото caak.mn
В Монголии поголовье скота сегодня насчитывает
60 миллионов,
при численности населения чуть меньше чем 3 млн. человек.
Калмыки даже после депортации восстановили своё мясное животноводство (теперь они первые в стране по поголовью), тувинцы всегда отличались серьезным подходом к традиционному животноводству, Монголия нарастила своё поголовье в 2-3 раза до 60 млн. относительно советских времен. В Бурятии же почему-то этот вопрос никак не решается.
При наличии политической воли национальной элиты, по вышеуказанным позициям буряты смогут войти в число мировых лидеров, и это даст огромный импульс национальному самосознанию народа.
Это как рыба в воде или орел в небе – каждый должен делать свое дело, и у него все отлично будет получаться.
Это станет настоящим прорывом бурят-монголов и возрождением народа.
По закону причинно-следственной связи нынешнее далеко не радужное состояние бурятского общества – это уже следствие. А причина его – духовное банкротство национальной элиты.
Как известно, все руководящие позиции в регионе занимают западные буряты – соответственно, весь национальный ресурсный потенциал находится в руках этой части бурятского общества. К сожалению, исторически так сложилось, что именно западные буряты отдалились от знания своих традиций в широком смысле слова, отдалились от того, что буряты могут сделать от природы (то есть, очень хорошо сделать).
Поэтому в обществе сейчас наблюдается это непонимание, в каком направлении двигаться и что нужно сделать.
Выход тут один, как мне представляется, единственно правильный. Западные буряты должны согласиться и «пустить» восточных бурят (хори-буряты, селенгинские буряты и т.д.) на самые высокие позиции во власти. Таким образом будет образована как бы коалиционная бурятская элита. И это – путь к преодолению такой большой бурятской “беды” как трайбализм: тогда клановость по племенному признаку может быть сведена к минимуму.
Представители восточных бурят более тонко чувствуют свою национальную составляющую – они однозначно смогут понять указанные три «прорывные точки» для развития общества.
Думаю, что вектор политической истории движется именно в этом направлении – к смене элиты. Серьёзной подоплекой этого является ещё и то, что Монголия начала активно развиваться: как известно, восточные буряты очень близки к монголам, у них даже нет языкового барьера при общении, не говоря уже о ментальности…
Сейчас буряты в республике ничего не решают и продолжают проигрывать в политическом плане. Это происходит не потому, что Наговицын или Голков плохие – а происходит это оттого, что выдохлись наши руководители. Им нечего предложить народу в связи с отсутствием знания традиционных корней.
Мы живем в очень интересное время: к нам пришел Этигэл Хамбо лама, и в связи с этим мы наблюдаем сильное развитие буддизма. Это времена, когда народ начал ощущать, что ему нужно быть самим собой, знать свои традиции и быть сильным. И это времена, когда старые стереотипы начали меняться на новые, качественно другие...