Бурятская культура – это фрагмент большой общей монгольской культуры
Раньше как-то не задумывался, что такое национальные традиции… культура, и зачем она нужна. Теперь, когда начинаешь размышлять о своей культуре, её истоках и о современной реальности – становится понятной роль и место культуры в жизни народа.
Оказывается, достаточно немного изменить угол зрения или добавить новый материал в культуре одного народа и, как по мановению волшебной палочки, может появиться другой народ, как считают некоторые ученые или политики. Но этнос, как и язык – явление не социальное, потому что оно характерно для всех формаций.
Безусловно, для того чтобы оказать воздействие на формирование или разложение этносов, линия общественного развития трансформируется через призму истории, как политической, так и культурной. Вместе с тем, поскольку жизнь происходит на земле, неизбежно возникает вопрос о роли географии обитания народа, с её климатическими условиями, что и формирует отчасти экономические возможности, духовные ценности и религию. Именно этот фактор является основополагающим, но не единственным.
Природа этногенеза имеет синусоидальный характер развития, с его взлётами, падениями и неминуемой гибелью, только не в календарном исчислении, а по другим законам и правилам, как любая земная жизнь.
Жизнь одного человека, это одно, как говорится – другая энергия. А вот жизнь целого народа – это совсем другая тема. Великий ученый 20-го века В.И. Вернадский доказал наличие во всех живых организмах биохимической энергии живого вещества биосферы. Это совсем не мистическая энергия, а такая же как электрическая, тепловая, гравитационная.
А в обществе живых организмов существует общественная энергия, будь то туча саранчи, стая волков или человеческий этнос. Вот эта энергия, в большей части, находится в состоянии равновесия, но иногда происходят вспышки, т.е. резкие спады и подъёмы и затем происходит заряд. Этим Вернадский и объяснил возникновение энергии, которая подняла этих насекомых (саранчу) и бросила из цветущих долин Эфиопии в Аравийскую пустыню, на верную смерть. При этом он заметил то, что масса скопища насекомых была больше, чем запасы всех месторождений меди, цинка и олова на всей земле.
Бывают противоположные случаи, когда организмы вот таким вот нетрадиционным способом спасаются от верной гибели.
Человек – существо более высокоразвитое, но природное. Этим объясняется возникновение, или наоборот, гибель империй, великие переселения народов. Точно так же происходит с жизнью отдельного человека – после серьёзной жизненной встряски он берётся за «голову» и воротит «горы». Или не выдерживает и ломается. Но в большинстве случаев жизнь человека проходит без каких-либо сильных колебаний.
Я, например, величину, масштаб личности оцениваю по величине «колебания»: чем больше и выше «колебание» – тем человек масштабнее.
Теперь в бурятском обществе идёт реальная «ломка». Люди ищут свои корни, хотят восстановить свою культуру. В моём представлении бурятская культура начинается с Хоца Намсараева, то есть отсчёт идёт с начала советской эпохи. Раньше – уже монгольская культура. Как мне представляется, бурятская культура – это один маленький фрагмент единой великой монгольской культуры, с её богатым разнообразием многовековой, тысячелетней жизни. Тогда, справедливости ради, её нужно называть хотя бы бурят-монгольской культурой.
У Льва Гумилёва существует понятие «пассионарность». Он говорит, что любая живая система, будь то этнос или организм, развивается единообразно по схеме (толчок - подъём - перегрев - затухание), что потом, возможно, может повторяться, как синусоида.
Внезапно после затухания в этносе появляются некоторое количество людей, наделённых пассионарностью – пассионариев. Различие между пассионариями и обычными соплеменниками Л.Гумилёв объясняет происшедшей у первых микромутации в гормональной системе организма, создающей новый поведенческий признак – у таких людей появляется громадная энергия. Образно говоря, они светятся как лампочки.
Вот такие вот «мутанты» оставляют после себя следы своих деяний: здания выдающейся архитектуры, поэмы, картины, государства. К таким людям в бурят-монгольском обществе можно отнести Цыбена Жамсарано, Михаила Богданова, Бямбын Ринчина, которые жили и творили в начале прошлого века.
Теперь такого калибра люди бурятского происхождения появились в Монголии – я имею ввиду политико-общественников, перечислять не буду, они все нам известны.
Лев Гумилёв говорит, что появление таких людей порождает подъём общества. Но, как принято, должна быть критическая цифра, за которую нельзя переходить, иначе будет беда.
Подъём и долгое нахождение этноса в состоянии застоя, также порождают другой вид «мутантов» – субпассионариев. Особи, выделяющие меньше энергии, чем требуется для уравновешивания потребностей. Желания их примитивны: поесть, выпить, поразвлечься с такой же женщиной. Субпассионарии отнюдь не так безобидны. Ради сегодняшней выгоды они способны уничтожить всё, будущее их не пугает, ибо они не в состоянии его вообразить. Эти люди достаточно пессимистичны, их невозможно зажечь. А тех, кто пытается их вразумить, они готовы убить, говорил Гумилёв.
Если в обществе этот процесс усиливается, и люди не хотят работать, а только потреблять, тогда происходит неминуемый крах общества.
Этот явление отчётливо можно наблюдать в истории всех великих империй: например, падение Древнего Рима – там вся аристократия стала субпассионарной…
Я лично ничего против не имею Владимира Романовича Булдаева – но, очевидно, как президент ВАРКа он уже не в состоянии работать. Почему власти Бурятии и он сам так сильно не хотят отдавать эту общественную должность молодому прогрессивному общественнику Булату Шагжину – непонятно.
Сейчас бурятское общество находится в состоянии «амплитудного колебания», после которого общество ждёт или небывалый подъём – или народ сломается, чего сильно не хотелось бы. Поэтому обществу необходимо поддерживать активных людей – по крайней мере, они «светятся», от них идёт энергия. И чем больше таких людей будет, тем лучше.
Помнится, в священном писании есть выражение: «Да будет свет». Он никогда не помешает.
Фото: Художник Зорикто Доржиев, "Кентавр"
В сюжете: ВАРКБулат Шагжинпрезидент ВАРКГумилевпассионарииэтногенез