Хан Хурмас-тэнгэри – чей же он?
Кто стоит во главе бурятского шаманизма, неужели это древнеиранский культ? Исторический детектив от АРД.
Рассматривая вопрос о Хормусте, (он же Хан-Хурмас-тэнгэри, глава 55 западных божеств), всегда приходила на ум одна мысль. В шаманских призываниях – дурдалга, практически нигде не упоминается фигура Хормусты. Напротив, главным божеством считается Эсэгэ-Малаан-тэнгэри, его отец. Но почему-то в эхирит-булагатских и унгинских вариантах эпоса «Гэсэр», именно Хормуста является одним из главных героев, в то время как Эсэгэ-Малаан совершенно бездействует. Возникает вопрос – а не был ли привнесен культ Хормусты откуда-то извне?
Обратимся к великой книге «Авеста» древнеиранского пророка Заратустры, примерно пятый век до нашей эры. И обнаруживаем там божеств Ахурамазду (Ормузда) и Аримана. Хан-Хюрмас тэнгэри и Атай-улаан тэнгэри. В своей проповеди Заратустра отделил добро и зло как две изначально существующие в мире природы, не имеющие между собой ничего общего. Призвал следовать добру и отвергать зло. Что же происходит в легенде об Ахурамазде – он призывает на царский престол Ардашира, в эллинизированом варианте, известного как Артаксеркс. Никого не напоминает? Да, это Гэсэр.
Теперь возникает еще один, очень интересный вопрос – об этногенезе бурятского народа. Эпосу «Гэсэр» уже более тысячи лет, и самые его основные варианты были записаны именно в Западной Бурятии, среди эхирит-булагатов. Откуда буряты пронесли всю эту историческую память? От персов? От Заратустры, который жил в пятом веке до нашей эры? Видимо, здесь огромная площадь для работы наших историков, и явно в вопросе об этногенезе бурят еще рано ставить точку.