Кто может стать спикером бурятского парламента?
Эксперт АРД Бато Очиров о роли председателя Народного Хурала - законодательного органа республики Бурятия. Что остается сделать трем предыдущим кандидатам, выдвигавшимся ранее и пока отвергнутым? Какими качествами должен обладать лидер?
В конце августа мы ожидаем следующий и, возможно, решающий этап выборов спикера Народного Хурала Бурятии.
У этих выборов нет одного тренда – есть несколько важных событий, которые уже произошли и стали определяющими факторами будущего выбора:
Во-первых, кризис и распад наговицынско-носковского большинства. Кризис, который в итоге уже стал неуправляемым.
Во-вторых, именно бурятская часть Хурала плохо голосует за спущенные «сверху» решения. Это новая проблема, которую нельзя описать одним термином «бурнацики» - она более сложна. В каком-то смысле власти придётся заключать новый общественный договор и, скорее всего, не без помощи Москвы.
В-третьих, появилось новое влиятельное меньшинство, которое отчасти состоит из осколков бывшего наговицынского – часть людей, кто отвернулся от главы республики и не нашли себе какого-то нового единого центра.
Следует заметить, что «Единая Россия» в Бурятии своей раздробленностью и неуправляемостью больше обязана Наговицину и Носкову с их безграмотной политикой, чем оппозиции – Мархаеву или Матханову. Но, с другой стороны, важно, что появились политически мыслящие группы, готовые бороться за влияние в регионе.
Очень важно, что у нас появляется поле политики впервые за очень большой срок – где-то за последние лет 10. Пока это небольшое поле, но на нём возникают фигуры, которые мыслят уже политически и, вполне возможно, даже избирательными проектами. Значит, со временем это развернётся уже в новое электоральное поле.
В традиции российской политики крепко заложена система «предложения» авторитетными группами или человеком для разрешения серьёзных кадровых решений. Если вначале в Кремле думали, что вопрос спикера Хурала разрешится на месте, на площади Советов, то теперь уже так не думают.
Раньше авторитет президента Бурятии был колоссален, и он мог предложить на любое кресло в республике почти кого угодно, даже Гершевича на должность спикера Хурала. Общество было более дисциплинированным. Сегодня картина абсолютно иная. Позиции Наговицына слабые, соответственно, кандидат в спикеры бурятского парламента уже не может быть теневой фигурой.
Теперь у нас возник запрос на фигуру, которая консолидировала бы правящий класс. И при этом могла договариваться с федеральным центром, вести геополитическую деятельность в восточном направлении в интересах государства. А ещё разговаривать с республикой – с массовым избирателем.
Кроме того, появился средний класс – более открытое и зубастое общество. Оно не готово к понятию «вождя народа» – оно хочет новизны, новых трендов и предложений по развитию общества.
Поэтому тут и возникает нюанс, связанный с исполнением будущим спикером этой совсем не лёгкой миссии. Те старпёры от бурятской политики (извините за выражение), которые выдвигались ранее на пост председателя Хурала и которые в своей биографии не выходили за пределы республики – просто не в состоянии даже переварить это, не говоря уже о претворении в жизнь.
Старый актёр с простой и старой ролью справляется блестяще, но на новую он не подойдёт и не сможет её сыграть. Теперь, в нынешней реальности, уже нет «старых добрых постановок», которые все выучили на зубок – сегодняшняя жизнь абсолютно отлична от предыдущей, сытой.
Те три кандидата в спикеры, которые выдвигались ранее – в общем-то от наговицынского пула (Доржиев. Ботоев и Батуев) – теперь не должны выдвигаться.
Я думаю, у этих политиков нет лидерских качеств, необходимых для любого политика такого уровня. Они уже живут в иной реальности. А это же двусторонний процесс – перестанешь откликаться на людей, и они перестают на тебя откликаться. Должна быть эмоциональная связь с народом, если связь исчезает – то исчезает политик.
Думаю, им не нужно теперь выставляться – наоборот, им необходимо выдвигать другие, более интересные, кандидатуры и их поддерживать.
Итак, кто может предложить кандидатов из числа действующих депутатов:
• нельзя сбрасывать со счетов администрацию главы республики, хотя у них уже больше нет скамейки запасных;
• могут вмешаться силовые структуры в лице ФСБ, хотя это крайний случай;
• и, наконец, крупные бизнес-структуры, работающие на территории Бурятии, такие как «Акрополь», «Метрополь», ряд местных бурятских бизнес-сообществ и т.д.
Здесь нет большой разницы, кто будет предлагать. Все политики появляются по чьей-то рекомендации. Но нельзя забывать о статусе должности председателя Народного Хурала республики Бурятия - по конституции первого лица в национальной республике.
Рекомендация важна, но она действует до момента инаугурации. После которой спикер парламента без всяких рекомендаций будет отвечать за политический баланс и развитие Бурятии.
Нельзя превращать такие вещи в игру, а пост председателя Народного Хурала – в какой-то условный пост, зависящий от чьей-то рекомендации. От рекомендаций того или иного авторитетного лица. Теперь уже должна работать воля депутатов. Это значит – предъявить не только фамилию. Это значит – предъявить программу кандидата.
Это должно быть не просто решение определённого числа людей. Необходим консенсус всех политических игроков – политической элиты.
У нас нет полноценных открытых дебатов, и потому никто не может просто навязать себя правящему классу. Он окреп, усилился и чувствует себя значительно увереннее, к тому же он не хочет, чтобы ему спускали директивы сверху.
Правящий класс хочет понять, кто и как его поведёт в будущее. Кандидат должен объяснить, как он будет защищать и продвигать групповые интересы, социальные и общественные интересы. Такие кандидаты есть в Народном Хурале. Их мало, но они есть.
Будем надеяться, что в этом историческом промежутке депутаты выберут достойного спикера парламента. У него должны быть широкие возможности, чтобы он не смотрел в рот Наговицыну, готовность обучаться и готовность действовать.