Почему в Бурятии троллят Жамсуева?
Автор АРД Бато Очиров о продолжающемся вбросе необоснованной негативной информации в адрес Баира Жамсуева, природе появления таких высказываний и реальной ситуации в бурятском обществе.
В последнее время в информационном пространстве Бурятии систематически появляются высказывания, дискредитирующие деятельность Баира Жамсуева в бытность его главой Агинского Бурятского автономного округа.
Вот примеры таких высказываний:
Алдар Бадмаев, экономист: “Если он выдвинется на пост главы Бурятии, то за него может, будет голосовать часть бурят. Повторяюсь, только часть. Надо понимать, многие агинцы, наоборот будут против него, фактически из-за объединения Аги и Читинской области. Были примеры, тот же Хазрет Совмен (президент Республики Адыгея с 2002 по 2007 годы - АРД) в 2006 году был против объединения Адыгеи и Краснодарского края, уперся и сказал: меня люди не поймут. Он сохранил республику. При этом понес какие-то личностные потери, но авторитет его огромный. Самое главное, он сохранил свой регион, все рабочие места, статус республики, источники финансирования, отдельный бюджет и прочее. В этом отношении Агинский округ находится ниже плинтуса, и агинцы все это прекрасно понимают”.
Эрдэм Гомбоев, блоггер: "Лично для меня Вы всегда будете варягом, потому что представляете другой регион – Забайкальский край. А если бы Вы сейчас представляли Агинский Бурятский автономный округ, то никогда не были бы для меня варягом, где бы не жили и тут дело не в национальности. Имхо".
Одним словом интернет пестрит высказываниями в этом ракурсе. В принципе, чёрный пиар во время предвыборной гонки или в ходе борьбы политических сил - дело обычное. Но когда это происходит просто так, как говорится, "от балды" (ведь Жамсуев никогда не делал каких-либо заявлений о своих претензиях на пост главы Бурятии), то все эти действия поневоле наводят на вполне определенные мысли по поводу цели таких высказываний.
Для меня лично схема такой дискредитации в Бурятии заместителя председателя Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации России Баира Жамсуева вполне очевидна. Особенно когда в республике стали возможны прямые выборы главы, и даже раньше. Дело в том, что некоторые политические субъекты в Бурятии используют любые поводы для создания своего положительного образа. И схема действий для этого очень простая: подняться, принижая кого-то. Таким образом, создаётся некая ступенька для “восхождения”.
Похвастаться, честно говоря, им нечем. Реально нынешняя бурятская элита для своего народа не сделала ничего. Более того, эта элита привела бурятский народ в такое состояние, когда существует реальная угроза его исчезновения. Но если нет, чем хвастать, то нужно образовать по периметру Бурятии целый ряд потенциальных “горячих точек” и прочих "пугалок". Одна из них такая. Придёт плохой дядя Жамсуев и всех нас объединит с Иркутской областью или Забайкальским краем! А спасёт нас боевой офицер Мархаев.
До назначения Наговицына президентом Бурятии в 2008 году повестка была иной - придёт Жамсуев и привезёт в республику “кумовство и коррупцию”, а спасёт генерал ФСБ Халанов.
У политтехнологов есть такое понятие: "формирующий вопрос". Это когда в одном вопросе заложено сразу несколько спорных предпосылок. Так вот, в нашем случае под всеми этими действиями кроется проблема во взаимоотношениях внутри бурятского народа в контексте Восток - Запад. Самая опорная предпосылка в данном случае - это то, что, если у Жамсуева будет плохой имидж в регионе, то для местных политиков решится всё или очень многое.
История с Жамсуевым (в контексте отношений Запад - Восток) начиналась с судороги страха потери власти действующих тогда и сейчас сил, на первом этапе это казалось лёгким фарсом. Теперь же все это просто фарсом не назовёшь. Пройдёт ещё немного времени и, не найдя выхода из глубокого кризиса (этнического, политического, экономического), местным лидерам придётся осознать свою никчемность. Проблема в том, что с бурятами никто не будет иметь дело. Потеряв свою идентичность, мы окажемся у пропасти.
Теперь посмотрим, как эта "метафизическая" логика (Запад - Восток) отражается на нашей региональной политике. Зафиксируем лишь фактическое положение дел, оставляя за кадром саму метафизику.
Если рассматривать эту проблему в более широком объеме, не разбивая ее на детали, то изначально Восток и Запад несут в себе две противоположные друг другу функции. Но то, почему это столь ярко отразилось именно в бурятском народе, для меня остаётся пока не совсем понятным.
Западу более присуще “материальное” сознание, на культурном уровне в нём преобладает индивидуалистические ценности. На экономическом уровне приоритет отдаётся торговле и бюрократической деятельности.
Ещё на заре образования Бурят-Монгольской АССР пламенная революционерка Мария Сахьянова писала: “Национально обособленные органы власти… обречены на неизбежную гибель если не завтра, то послезавтра! Так зачем отдавать свои силы на создание картонного домика, когда можно строить башни?!”. В этническом вопросе она была за полную ассимиляцию бурят с великим русским народом.
Именно на Западе этнической Бурятии впервые появились теории политической ничтожности бурят, совершенно чуждые традиционному миру на Востоке региона. Постепенно “идеология Запада” вылилась в Бурятской республике в универсальную формулу “никчемности всего бурятского”, которая стала доминирующим принципом у представителей власти Бурятии.
Апофеозом этого стало принятие Андреем Модогоевым (первый секретарь Бурятского обкома КПСС 1962 - 1984 г.г.) решения об ограничении изучения бурятского языка в республике как не нужного элемента. Все мнения о том, что Запад был “щитом” всей земли бурятской от русской экспансии, - и именно из-за этого теперь там трудности с языком, знанием традиций и т.д., - это, по меньшей, мере чепуха.
Восток Бурятии представляет собой прямую противоположность Западу. Вместо модернизации экономики на нём преобладают традиционные формы производства. Восток тяготеет к такой системе ценностей, в которой в центре стоит не человек, а нечто надындивидуальное - общество, народ, религия, идея. Именно Восток стоял у истоков создания Бурятской автономии с широкими правами. Его идеологи Цыбен Жамсарано, Элбэк Ринчино, Базар Барадийн были также одними из создателей современного Монгольского государства.
На Востоке все основополагающие принципы, которыми мотивировались бурятские деятели того периода, остаются незыблемыми до сегодняшнего дня. Несмотря на введения ограничения Модогоевым изучения языка, многие бурятские районы республики до сих не потеряли своей идентичности - культуры, языка, традиций.
Именно поэтому Жамсуев, став руководителем субъекта Федерации, вёл политику воссоздания традиций народа и укрепления бурят в геополитическом формате. В первую очередь, он сам за один-полтора года в совершенстве овладел бурятским языком. Раньше он не знал родной бурятский язык, поскольку родился и вырос в селе Колочная под Читой.
Он же начал формировать политико-экономическую конструкцию в Аге. Созданная им модель на основе традиционных устоев работала очень эффективно. Партнёрам Агинского округа действительно было очень интересно прикоснуться к нашим традициям и помочь этому самобытному народу.
А когда не понимающие процессов строительства общественной модели люди начинают рассуждать о создании на территории Аги "оффшора", или "мастерской по отмыву денег", вызывают у меня лишь сожаление.
В настоящее время созданные или поддержанные Жамсуевым проекты оказывают колоссальное влияние на весь народ. Один из них - Всебурятский фестиваль “Алтаргана”, ставший при его личном участии международным. Фестиваль остаётся цементирующим инструментом всего бурятского общества. О состоянии нынешнего Агинского округа с точки зрения экономического рывка и общественного развития всем нам известно.
Теперь же не очень компетентные люди на полном серьёзе говорят о том, что Жамсуев - "полный лузер", неполноценный и недееспособный, вызывающий омерзение в бурятских семьях. Очевидно, что в вопросе о Жамсуеве содержится то коллективное бессознательное, исходящее из опыта взаимоотношений "Запад - Восток" в нашем бурятском народе.
Если касаться вопроса объединения бурятских округов с соседними регионами в начале 2000-х, то этот вопрос является опять же “формирующим”.
В 2003 году главой государства было принято решение об объединении нескольких регионов России. В первую очередь была поставлена задача объединить так называемые “сложносоставные” субъекты Российской Федерации - края и области со входящими в их состав автономными округами. Заметьте, не национальные республики, о чём говорил в своём интервью Алдар Бадмаев, когда рассуждал о проблемах Республики Адыгея.
В результате объединения, по сути, включения автономных округов в состав краёв и областей, в 2003-2008 годах число субъектов сократилось с 89 до 83.
11 октября 2005 года одними из первых в стране объединились Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский национальный округ, в посёлке Усть-Ордынский был подписан договор об объединении этих территорий и о вхождении округа в область.
В Агинском округе процессы объединения начались с ноября 2006 года. До этого руководством округа велась достаточно сложная работа по отстаиванию интересов Аги. В итоге уже в 2007 году президентом России было принято решение о создании нового субъекта федерации - Забайкальского края.
То есть, округ добился заключения сложного консенсуса. Там не было простого, грубого присоединения младшего к старшему. Регионы объединились как равные, с образованием абсолютно нового региона - Забайкальского края. Агинский округ там определился как территория с особым статусом. Учитывая то, что невозможно было просто слить Читу и Агу, тогда округ был намного сильнее Читинской области, агинцы до сих пор имеют во властных структурах края очень серьёзное представительство. В любом случае, тогда любая личность не остановила бы процесс присоединения округов. Вопрос стоял - как присоединить. В этом аспекте, думаю, Жамсуевым было сделано всё возможное и немножко больше.
В целом же Забайкальский край - это традиционно депрессивный регион, а его новый губернатор оказался, мягко говоря, неважным управленцем. Последние два года там с большой задержкой выплачиваются зарплаты бюджетникам. По некоторым объектам капитального строительства в крае задолженность перед подрядчиками “висит” с прошлого года. В этом смысле, на фоне Читы республика Бурятия сейчас выглядит просто "конфеткой".
Драматические события по объединению двух округов, безусловно, оставили огромный след в душе каждого бурята. У каждого из округов своя история: у Усть-Орды своя, у Аги другая. Это ещё раз доказывает, что нельзя, живя в России, обольщаться по поводу покровительства властей или заманчивых перспектив. Всегда все может повернуться совсем другим боком.
В этой жизни у нас одна “константа”- это наш бурят-монгольский народ и его будущее. Жамсуев в этом ключе сделал очень многое для своего народа. Не только для агинцев, но и для всех бурят. В своем нынешнем статусе он как всегда неравнодушен к судьбе своего народа и живо участвует в его жизни.
В заключение хочется добавить следующее. Скорее всего, меня будут дальше обвинять в расколе “единого бурятского народа”. Но я постарался максимально объективно раскрыть существующую проблему нашего общества. Безусловно, проблему консолидации народа необходимо решать сообща. Сейчас же мы находимся в положении испугавшегося страуса - “голова в песке, задница наверху”...