Хори-буряты - спасительный фактор бурятской нации
Автор АРД Бато Очиров о политической слабости Бурятии, причинах деградации бурятского общества , об иркутском и хори-бурятском факторах в истории и путях возможного выхода из этнического кризиса.
Увидев и услышав в минувшие выходные концерт мирового уровня под названием “Минии буряад” в исполнении титанов бурятской песни, невольно проникся мыслью о том, что такие события происходят не благодаря, а вопреки существующей ситуации.
Почему вопреки? Постараюсь объяснить.
Бурятская политическая жизнь в последние 90 лет проходит под знаком яростной пропагандистской кампании, направленной на обозначение бурятской нации как ущербной и малоразвитой общности. Явление примечательно тем, что эту кампанию проводит, собственно, сама элита бурят. Зачастую отдельные личности высказывают такие суждения, которые настолько вопиюще неадекватны, что не остаётся сомнений - перед бурятами как нацией стоит серьёзная проблема деградации в политическом и этническом формате.
Если присмотреться к вопросу повнимательнее, то мне представляется, что все причины этого лежат на поверхности. Итак, начнём по порядку.
Что такое Бурятия?
В России есть две группы регионов: национальные республики и обычные субъекты, которые распределены по территориальной принадлежности.
Национальные республики состоят из двух групп регионов. Одна группа субъектов Федерации - это территории, которые сами проявляют инициативу, их интересы практически совпадают с общегосударственным трендом. Потому что они полноценно участвуют в формировании политики страны. Это такие регионы России как Татарстан, Башкортостан, Чечня и Дагестан.
Есть вторая группа республик, которые являются только объектом воздействия и не влияют на общегосударственную политику. Эта группа, делится также на две составляющие.
В первую подгруппу входят национально самодостаточные регионы. Они достаточно развиты в самобытном плане, иногда не плохо развиты экономически, в политическом плане национально ориентированы. То есть, они, как бы, "на подхвате" у Кремля, их элита хорошо представлена во властных структурах государства и в верхнем олигархическом слое. Их политические элиты практически смыкаются с федеральной бюрократией. К этим регионам относятся республики Северного Кавказа, Саха-Якутия, Тыва, Калмыкия.
Остальные национальные регионы составляют вторую, последнюю подгруппу. У этих регионов почти утрачен национальный формат развития. Элиты этих республик никакого влияния на Москву не оказывают. В большинстве случаев такие национальные элиты кормятся за счёт своих народов, т.е., паразитируют на этих народах. В принципе, к этой группе можно отнести и Бурятию.
Источник деградации и упадка.
Раньше в дореволюционной России, когда буряты занимали ключевые позиции в восточных делах государства, многие вышеназванные регионы (ныне первой высшей группы), были заштатными второстепенными политико-территориальными образованиями. Однако сейчас в силу грамотного поведения национальных элит они поднялись и в настоящее время это достаточно сильные народы, а их верхушка входит в элиту российского общества.
Бурятская верхушка, наоборот, сильно упала. Сегодня она действует только в рамках своей республики, снимает свой “урожай” с этой территории и со своего народа. В то время как национальные элиты республик первой группы получают свои дивиденды из источников, которые находятся вне этих республик. И в объеме несоизмеримо большем, чем бурятская "верхушка". Теперь у Бурятии кроме амбиций и "хотелок" перейти в более высокий разряд, расставить локти, и получить больше жизненного пространства, ничего нет. Нет ни понимания того, как это сделать, ни возможности это осуществить. В новейшей истории многие республики поднялись за счёт результатов “правильной” приватизации советского наследства. Это получилось потому, что у этих народов сохранился дух. Дух народа сохраняется в первую очередь через традиции. Именно традиционалистское мировоззрение руководителей успешных национальных регионов помогло им выстроить грамотную политику. Они знают, что без сохранения традиций люди становятся просто бессмысленными "хомячками"-потребителями. Соответственно, теряется смысл существования такого народа.
Спрашивается, куда же потерялась былая проектная мощь бурятского народа, которая запросто вела переговоры с Далай-ламой, уговаривала русского императора о строительстве железной дороги, проектировала новые государства и регионы? И почему же наш народ, выбрав путь от малого процветания к великому спокойствию, теперь стал народом-"лузером"?
Советский период в плане потери национальной идентичности бурятского народа принёс самые разрушительные потери. И эта история советской власти у нас длится до сих пор. Система, использованная Модогоевым на основе только родоплеменного и "иркутского фактора" (всё - своим: от первого секретаря до кочегара в Улан-Удэ) работает на “обнуление” души и духа народа и исправно функционирует сейчас. Ничего не изменилось с тех времён. Те, кто тогда были "наверху” в республике, слили ненужную им идеологию, партию и теперь руководят приватизированным активом.
Хори-Туматы - хребет нации.
Вся история этой линии - это борьба этнического запада с востоком. Особняком у восточных стоят хори-буряты. Исторически мы видим, что в республиканском формате наибольшей дискриминации с точки зрения доступа к власти была подвержена именно эта часть бурятской нации. Почему нации? Потому, что буряты, как народ образовался как общность разных монгольских племён, территориально находившихся на севере большой Монголии.
Народ хори-туматы согласно "Сокровенному сказанию монголов" является одним из древнейших народов монгольского мира. Алан-Гоа, праматерь "золотого рода" Борджигинов, которому относится Чингисхаан, является хори-туматкой.
В монгольской и китайской истории этот род хори всегда фигурирует как активный участник всех событий, которые проходили здесь, в Азии. Имея богатейшую историю, связанную со всей монгольской цивилизацией, хори-буряты преданно служили и русскому царю. Эта история начинается с начала XVIII века, со знаменитого похода забайкальских бурят к Петру I. По сути это была глубоко продуманная политическая комбинация. Начиная с создания в Забайкалье условий, чтобы царь их принял и, заканчивая тем, что они получили тот судьбоносный указ Петра. Без тщательной и продуманной “операции” хори-бурятам тогда вряд ли что-то удалось бы совершить.
Закончилась история взаимоотношений хори-бурят с высшим руководством российского государства Петром Бадмаевым, влиятельным политиком и лекарем при дворе Николая II. А его ученики смоделировали и создали Бурят-Монгольскую АССР и МНР. Благами их деятельности мы до сих пор пользуемся. Отдельные современники хори-бурят до сих пор остаются влиятельными на российском и мировом уровне. Это всем известные скульптор Даши Намдаков и художник Зоригто Доржиев, российские политики Баир Жамсуев и Алексей Цыренов, генерал российской армии Тимур Цыренжапов и другие. Как известно, в Монголии присутствует целая плеяда блестящих политиков, деятелей культуры и бизнесменов. Что примечательно, все они получают развитие вне республики Бурятия.
Ареал проживания современных хори-бурят - это вся этническая Бурятия, начиная с Качуга Иркутской области до Ононского района Забайкальского края. Это и несколько аймаков Монголии и шэнэхэнские буряты в Китае. По сути, это фундамент бурятского общества. Весь накопленный капитал культуры этой группы бурят-монголов теперь переведён в бытовой фольклорный формат. Соответственно, все буряты воспринимаются как бытовой фольклорный народ.
Почему так получилось? Потому что из-за неграмотных действий тогдашнего руководства Бурятией с 1923 года эта огромная группа отброшена на периферию политической жизни бурятского общества. Власть оказалась в руках западных бурят. Они не хотели отдавать её, но у них не было фундаментальной платформы, традиций и элементарных знаний строительства успешной нации. В итоге мы получили эффект басни Крылова - “лебедь - рак - щука”. “Тележка” перестала двигаться.
Современная ситуация похожая, но более катастрофичная.
Реальный разговор по душам руководителей современной Бурятии между собой далёк от интересов национального возрождения народа. Эти люди далеки от культурно-исторических традиций, потому что не являются их носителями. У западных бурят немного другие ценности и традиции по сравнению с хори-бурятами. Скажем так, раскрепостившись и расслабившись в общении по душам, о чём они будут говорить? О деревенщине из Еравны, которая не может пару слов связать по-русски, о ее забитости и бескультурье. И каким образом тот
Владимир Прокопьев, Юлия Ангаева, Тимур Цыбиков – современные руководители культуры Бурятии
Иннокентий Егоров, первый заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия
же Владимир Прокопьев (бывший министр культуры Бурятии - прим. АРД), Юлия Ангаева или Тимур Цыбиков (современные руководители от культуры - прим. АРД) будут поднимать культурное наследие народа? Понимают ли первые лица республики, такие как Иннокентий Егоров (первый зампред правительства Бурятии) всю глубину культурно-политического процесса бурятской нации? Исходя из их действий, думается, что не очень. Почему? Потому, что им это (хори-бурятское) чуждо и неинтересно. Они не желают это принять. Без сохранившегося удивительным образом наследия хори-бурят у этой нации, в конечном счёте, не остаётся ничего.
Нынешнюю ситуацию в современном бурятском обществе можно сравнить с ворчливой хозяйкой, которая постоянно упрекает своего кормильца (мужа). Что он не так пахнет, не то говорит и вообще другие мужья все хорошие, а наш нескладный какой-то. Такая хозяйка толком за мужем не ухаживает, но постоянно что-то требует... Но при этом прекрасно понимает, что без него она может с голоду умереть.
Хори-бурятское наследие остаётся пока единственной концептуальной основой нашего общества. И как раз эта основа находится в статусе нелюбимой падчерицы у бурятской элиты.
Теперь, когда “клюёт жареным” (общество желает восстановить свою национальную идентичность) наши национальные “лидеры” засуетились, но как-то не очень у них получается. Это касается по всем направлениям: язык, культура, сельское хозяйство, создание стратегии развития народа и т.д. Их действия всегда остаются маргинальными. Это удел слабых этносов с точки зрения культурного развития. Они всегда заглядывают в рот и сидят всегда на “игле”.
Теперь сегодняшнее общество требует национального возрождения и создания сильной бурятской нации. Концептуально современная Россия - за сильные народы и сильную страну. Наша элита, основанная на родоплеменной основе из иркутских бурят, оказалась неспособной решать задачи развития бурятской нации.
Кризис подступил к самому горлу бурятского общества. Сейчас самый опасный период, всё слилось воедино: экономический кризис и удручающее состояние бурятского народа. Потеря идентичности легко стирает с земли целые народы.
Дело в том, что буряты очень близко воспроизводят модель эвенков, точно идут "след в след". И сегодня мы исчерпываем тот многовековой накопленный багаж наших предков. Сейчас время исчезновения бурятской нации приближается.
В этот период необходимо садиться и договариваться. Иркутским кланам нужно сдавать позиции по некоторым отраслям и создавать коалиционный формат управления народом. Такие универсальные формы правления применяют многие нации. В России - это Дагестан. В любом случае, если переговоры невозможны, традиционалистам нужно перехватывать фундаментальные отрасли общественной жизни. Без этого развитие нации невозможно.
Фото: Художник Зоригто Доржиев
В сюжете: хори- бурятыхориБурятиябурятыБато Очиров