Усть-ордынский ответ на бурятский вопрос
Почему хоринский «хребет нации» сломан, эхирит-булагатская голова опухла, а сонгол-сартульская кровь загустела, и кто настоящие враги народа.
Пару дней вдохновляюсь прослушиванием западнобурятских песен на радио Орда, лелею, так сказать, трайбализм. Вчера, воспользовавшись связями в районном управлении культуры, выцыганил у муниципального чиновника все 115 треков, звучащих на радио, и теперь могу слушать их невозбранно, не сидя в Интернете. Хотя как честный человек, должен был купить диск, поддержать рублем местную культуру. Но – блат, о котором тут с негодованием пишет Бато Очиров, решает.
В процессе прослушивания композиций, знатно потроллили муниципального чиновника. Оказывается, госпожа чиновник, будучи родом из Обусы Осинского района, спела про село Ирхидей того же района! Предательство!
Все были хороши
В общем, устроили ей показательный сеанс самой махровой местечковости и трайбализма во весь рост.
Так что иркутские буряты мало того, что делятся на эхиритов и булагатов, так еще и внутри районов умудряются друг другу глотки грызть.
Блат и кумовство процветают. На площади Советов в Улан-Удэ тусуются представители иркутских кланов уже в третьем поколении. Бурятский реском КПРФ превращен в филиал осинско-боханского землячества. Даже комментатор АРД Болод, вещающий из Пендостана под диктовку Вашингтонского обкома – иркутский.
Впрочем, отбросим сарказм и будем разбираться в деталях. Я как-то уже упоминал, что в начале XX века центр бурятской жизни был в Агинских степях, а не в долинах Усть-Орды. Столицей первой государственности бурят-монголов была Чита, а не Верхнеудинск или Иркутск, по причине близости к Аге.
К слову, Иркутский отдел Бурнацкома одно время возглавлял агинчанин Даши Сампилон, позже, при атамане Семенове ставший председателем Бурнардумы. Вот это и сгубило хори-бурятскую политическую мысль.
Хори, своими заигрываниями с Семеновым, Унгерном, японцами, мечтами о Великом Монгольском государстве, утратили доверие Совдепии и заложили мину панмонголизма, ставшего удобным предлогом для расправы со всеми от Нукутов до Дульдурги.
Сонгол-сартульские казаки так вообще были ядром белого движения в Забайкалье и Монголии. И, разумеется, новая власть решила строить Бурят-Монгольскую республику через иркутских бурят-большевиков. Те были русифицированы настолько, что первоначально вообще в принципе отрицали саму идею национально-территориальной автономии. Но, поняв изменение конъюнктуры, тут же встали в ее главе, что в РСФСР, что в Дальневосточной республике, а позже и в СССР. Хори-бурят Жамцарано, Сампилона и примкнувшего к ним эхирито-еврейского баргузинца Ринчино сплавили в Монголию, оставив для политкорректности лишь Базара Барадийна.
Гегемония иркутских, казалось, была нарушена репрессиями. Во главе республики вставали варяги, и хори-буряты, при истреблении иркутской верхушки, почуяли возможность взять реванш.
Началось все с упразднения латиницы, которая была основана на сонгол-сартульском диалекте. А ведь селенгинские буряты – это кровь нации, то, что связывало нас с монгольским ядром.
Халхи и сейчас вполне могут прочесть то, что написано на латинице, действовавшей до 1939 года. С той поры, когда обязательным к изучению – читай, единственным вариантом литературного письменно языка, был объявлен хоринский диалект. В общем – все были хороши, по части грызни, которая началась не с АРД, не с Очирова-Хамаганова, а гораздо раньше.
Мангадхаи и манкурты
А после войны разразилось форменное бичевание великого наследия – эпоса «Гэсэр». Напомню, существующего в эхирит-булагатском и унгинском вариантах. Это был своеобразный акт мести хори-бурят.
Какой-то умник нашептал тогдашнему первому секретарю обкома БМАССР Александру Кудрявцеву, что «Гэсэр» - это буржуазно-националистическое произведение, а злые чудища-мангадхаи – это русские. «Феодально-ханский» эпос был ошельмован, травле подверглись популяризаторы «Гэсэра» Африкан Бальбуров (аларский), Алексей Уланов (боханский) – то есть, выходцы из тех мест, где собирались варианты «Гэсэра». Журналист и ректор института языков, литературы и искусства Максим Шулукшин (качугский) угодил в ГУЛАГ, где в 1949 году был убит, якобы при попытке к бегству.
Под раздачу попал даже литературовед Семен Метелица (настоящая фамилия – Ицкович), объявленный космополитом.
Фамилии же тех, кто травил «Гэсэра» - Хоца Намсараев, Цэдэн Галсанов. Справедливости ради – тот самый умник, что нашептал Кудрявцеву о мангадхаях-русских, был Михаил Хамаганов (не родственник автора АРД, если что).
Со временем, ко власти вновь пришли иркутские – Хахалов, Филиппов, и наконец – Модогоев, как апофеоз опухшей от застоя и постоянного сидения в начальственных креслах иркутской головы. МАУ и вовсе отменил преподавание бурятского языка в школах, решив выслужиться перед Центром, хотя никто особо этого и не требовал. Да и сейчас полно таких, кто уже заранее держит нос по ветру.
Найти манкуртов и коллаборационистов среди бурят можно было и в то время довольно спокойно. Что уж говорить про сегодняшний день. Для меня лакмусовой бумажкой стали 2006-2007 года, когда последовательно были уничтожены Усть-Ордынская и Агинская автономии. С тех пор для себя я определил градацию так называемой «бурятской элиты» - по тому, кто как себя вел в то время.
Ты с нами – или против нас
Первая группа – это те, кто активно боролся против ликвидации, используя различные методы – от правозащитных акций до тайных операций. Это, скажем, общественные деятели Раджана Дугарова, Николай Цыремпилов, Доржи Цыбикдоржиев, Доржо Дугаров, Светлана Будашкаева, Петр Шаблин, Владимир Хамутаев, Шираб Чимитдоржиев и многие другие.
По сути, погиб за свой народ президент ВАРК Бата Баяртуев, произнесший публичную горячую речь против уничтожения Усть-Ордынской автономии, и ушедший в ту же ночь – не выдержало сердце.
Был искалечен главный редактор газеты «Угай Зам» Владимир Цыбикдоржиев.
Вторая группа – те, кто активно не вмешивался в процесс, но подписывал письма против объединения, так или иначе высказывался за сохранение автономий, или помогал негласно. Это депутаты Хурала Матвей Баданов, Вячеслав Ирильдеев, Бато Семенов, экономист, автор АРД Алдар Бадмаев, член Совета Федерации (тогда – замминистра МВД по РБ) Вячеслав Мархаев, министр образования РБ (тогда – проректор БГУ) Алдар Дамдинов и другие.
Третья группа – те, кто отмолчался, либо делал вид, что знает альтернативный способ решения ситуации. Таким был, скажем, экс-президент РБ Леонид Потапов, выступивший за реабилитацию бурятского народа и одновременно – за создание Байкальского края в составе Бурятии, Иркутской и Читинской областей.
Четвертая группа – кто сломался, или был вынужден пойти наперекор воле народа из-за давления внешних обстоятельств.
Ну, и наконец пятая – кто активно способствовал уничтожению, предавал, подставлял и травил своих соплеменников. Имен из четвертой и пятой группы я не называю, так как господа могут подать в суд. Но придет время, и их имена, так или иначе, станут известны всем. Эти прямые и явные враги народа до сих пор при должностях и деньгах, и готовы в любой момент вновь подставить «пятую точку» под любой каприз и прихоть власти.
Есть еще шестая категория. Но ее я приберегу для себя. Это те люди, которые работали на референдумы из-за денег. Мы и сейчас с ними общаемся, жмем руки, но я искренне надеюсь, что эти люди жалеют, что испачкались в этом деле и стараются вычеркнуть даже из своих воспоминаний этот позорный факт своей биографии.
А вообще, по сути, все просто – либо ты с нами, либо против нас. Для меня, скажем, сидящий в США Болод гораздо дороже и ценнее, чем какой-нибудь нойончик, распинающийся про любовь к бурятскому народу только на фуршетах, а на деле в свое время продавший свою Родину за новый «Круизер».
Фото: автора
В сюжете: БурятиябурятыБурят-Монголиябурят-монголыиркутские бурятыУсть-ОрдаГэсэр