Выдающийся наставник в традиции дзогчен Чатрал Ринпоче покинул этот мир
Чатрал Сангье Дордже Ринпоче, известный как Чатрал Ринпоче скончался 31 декабря 2015 года в Пхарпинге, в Непале, в возрасте 102 года, сообщает phayul.com.
Чатрал Ринпоче родился 18 июня 1913 года в провинции Кхам в Тибете. Он был одним из наиболее выдающихся ньингмапинских наставников в традиции дзонгчен. Ринпоче был одним немногих доживших до наших дней учеников кхенпо Нгагчунга, он также обучался под руководством самых прославленных учителей прошлого столетия, включая Дуджома Ринпоче, Джамьянга Кхьенце Чокьи Лодро и Дакини Сара Кхандо. Ринпоче был в числе из главных хранителей линии лонгчен ньинтик.
Дюнгсе Гараб Ринпоче написал на своей странице в Фейсбук: «Ушел из жизни Чатрал Ринпоче, Сангье Дордже. Он прожил свыше ста лет и был в числе последних учеников кхенпо Нгаванга Палзанга – Вималамитры в человеческом воплощении. Он был наставником по дзогчену и йогином-отшельником, известным своими высокими духовными достижениями и жесткой дисциплиной».
Другой лама, Дзонгсар Джамьянг Кхьенце Ринпоче, назвал уход Чатрала Ринпоче утратой «часового, который неусыпно хранил буддийскую Дхарму». В послании, размещенном на его сайте, он написал: «Не было у него ни позолоченных крыш, ни тронов и никакого другого пышного убранства. Он был Чатралом в истинном смысле этого слова. Наши сердца содрогались от одной мысли, что он жив и дышит где-то между Силигури и Пхарпингом. И хотя нам никогда не удавалось встретиться с ним, особенно к концу этой его жизни – мне самому отказывали в аудиенции двадцать с лишним раз – само его присутствие на этой земле попирало лицемерие».
Чатрал Ринпоче сторонился организованной религии и вел жизнь странствующего йогина, удалившегося от мира в скиты в малодоступных уголках Индии и Непала. Он, тем не менее, пользовался уважением и преклонением многих признанных лам тибетского буддизма.
Чатрал Ринпоче был убежденным сторонником вегетарианства. Он выкупил и выпустил бессчетное множество животных с мясобоен – эту практику он выполнял всю свою жизнь.
У него осталась жена и две дочери, Тара Деви и Сарасвати.
Уход Чатрала Ринпоче стал второй утратой в линии ньингма за последние несколько недель – 23 декабря 2015 года ушел из жизни глава школы Кьябдже Таклунг Цетрул Ринпоче.
Послание Кьябдже Чатрала Ринпоче о вегетарианстве
Когда мы прибыли в Индию, я стал одним из первых тибетских лам, отказавшихся от мяса и избравших вегетарианский образ жизни. Я помню что первый ньингма-монлам в Бодхгае был не-вегетарианским. На второй год, приехав на монлам, я взял слово на собрании верховных лам линии ньингма. Я обратился к ним со словами о том, что Бодхгая — исключительно значимое и святое место для всех буддистов, и если мы заявляем что собрались здесь для проведения монлама (ежегодного молитвенного фестиваля во благо мира и процветания во всём мире, прим. пер.), а сами при этом едим здесь мясо убитых животных, это позор и величайшее оскорбление всему буддизму в целом. Я призвал их всех отказаться от употребления мяса на время проведения ежегодного ньингма-монлама.
Тибетские ламы и монахи едят мясо! Какой позор, что даже ламы-перерожденцы не способны отказаться от употребления убиенной плоти! Прежде всего именно ламам необходимо стать вегетарианцами. Если ламы откажутся от мяса, тогда вы сможете обратиться с подобным призывом и к мирянам. Также необходимо призывать монахов становится вегетарианцами. В противном случае, если высокоучёные, духовные люди продолжают есть мясо, как можно ожидать, что невежественные простолюдины, бредущие по жизни туда куда им укажут, подобно стаду овец, вдруг станут вегетарианцами.
Ещё в давние времена, сакьяпинский патриарх Сачен Кунга Ньингпо воздерживался от употребления мяса и алкоголя и призывал к этому других. Позже, и в среде ньингмапинцев появились такие фигуры как Нгари Пандита Пема Вангьял, эманация царя Трисонг Децена, который всю свою жизнь прожил вегетарианцем. Шабкар Цогдруг Рангдрол, лама внесектарной традиции риме, родившийся в местности Амдо и бывший с ранних лет завзятым мясоедом, оказавшись в квартале мясников в Лхасе, и воочию увидев то как сотни животных лишают жизни, стал вегетарианцем и не употреблял убиенной пищи до скончания своих дней. Большинство его учеников также отказалось от мяса. Множество других мастеров традиций сакья, гелуг, кагью и ньингма поступали точно также и становились вегетарианцами. В Конгпо, Гоцанг Нацог Рангдрол наказал своим монахам отказаться от употребления мяса и алкоголя. Когда же монахи монастыря Конгпо Целе Гон не послушались его, он прогневался на них и удалился в Гоцанг Пхуг, в низинах Конгпо, где провёл около 30 лет в уединённом затворничестве. Отказавшись от недобродетели, каковой являются употребление мяса и алкоголя, он достиг высочайших духовных реализаций и стал известен как Гоцанг Нацог Рангдрол — выдающийся духовный наставник. Ньягла Пема Дудул также не употреблял мяса и спиртного. Он медитировал в уединённом затворничестве около трёх десятков лет, не принимая грубую пищу людей, и поддерживая себя сущностной субстанцией чулен камней и земли, и реализовал радужное тело. Он жил во времена Ньягке Гонпо Намгьяла и стал известен в миру как «Пема Дудул, реализовавший радужное тело». Вот такие истории имели место в прошлом.
Когда я был в Бутане, порой мне доводилось видеть как во время проведения обширных ритуалов или пудж во благо умерших, участвующим в них ламам подносилось мясо убитых животных. Подобное лишение жизни живых существ «во благо» усопшего родственника, есть ни что иное как создание препятствий на духовном пути сознания умершего, преграждающих ему путь к освобождению. От подобной практики умершему не будет никакой пользы. Большинство населения гималайского региона — буддисты. Некоторые ламы народностей таманг и шерпа весьма невежественны. Будучи привязаны к мясу и алкоголю, они заявляют в своё оправдание, что употреблять их необходимо, так как они — последователи Гуру Ринпоче [Падмасамбхавы] который сам ел мясо и употреблял алкоголь. Но ведь Гуру Ринпоче родился в этот мир чудесным образом, в отличие от упомянутых лам, появившихся на свет из чрева матери, от семени отца. Гуру Ринпоче известен как Второй Будда. Будда Шакьямуни — учитель сутры, тогда как учителем тантры является всеведущий Гуру Ринпоче, в точности предрекший многие значимые события будущего.
Отказ от мяса — одно из средств достижения мира и спокойствия на Земле. Сам я отказался не только от мяса, но и от яиц, так что я не ем и выпечку в которой содержатся яйца. Употребление мяса и яиц — равнозначные действия. Яйцо, созревая, даёт жизнь цыплёнку, который без сомнения является живым существом. Ведь нет же никакой разницы между убийством плода во чреве матери и лишением жизни новорожденного ребёнка — отнятие жизни и в первом и во втором случаях является в равной мере тяжким злодеянием. Вот по какой причине я отказался и от яиц.
Усилия ваши не бессмысленны, они очень важны и полезны. Призыв мой адресован не только буддистам — все думающие и способные принимать осмысленные решения люди могут откликнуться на него. В особенности следует подумать об этом учёным и врачам: полезны ли курение и мясоедение для здоровья? Поинтересуйтесь, кто живёт дольше курильщики, или люди некурящие? Кто из них чаще болеет? Вы, студенты университетов, можете исследовать этот вопрос, взвесить все научные данные и разобраться в этом. Сам я говорю и понимаю лишь по тибетски, и не знаю других языков. Но я глубоко изучал винаю — внешнюю Дхарму Будды, и внутреннюю Дхарму — ваджраяну. В особенности много сил я потратил на изучение текстов дзогчен, написанных известными учёными и йогинами прошлого. Все они в один голос говорят, что отказ от мяса продлевает жизнь практикующего. Что касается моего собственного семейства, никому из моих родственников не удавалось прожить дольше 60 лет и все они уже давно покинули этот мир. Но поскольку, оставив родину, я смог отказаться от мяса и табака, я дожил уже до 94 лет и по прежнему обхожусь в быту и передвигаюсь без посторонней помощи, путешествую на машине и по воздуху. Так, несколько дней тому назад я ездил в Лхаканг Гон в Хеламбу (горный район Непала, прим. пер.), где шерпы заканчивают строительство нового буддийского монастыря.
Вы попросили меня рассказать о доводах в пользу вегетарианского образа жизни, и теперь можете сделать достоянием широкой общественности всё что я здесь поведал вам. Всё что я сказал — истина, и в ней нет ни слова лжи. Сказанное мною основано не на заявлениях горстки самозванцев, утверждающих, что они сведущие мастера, но на истинных и заслуживающих доверия буддийских писаниях, наставлениях Учителей и моём собственном опыте. Вот почему вам следует довести это послание до сведения широкой общественности, а я, в свою очередь, сорадуюсь накопленной вами благой заслуге, ведь действия ваши безусловно носят благой характер. Вам необходимо продолжать свою миссию, донося эту информацию и до мирян и до монашества. Вы должны доносить её до лам и тулку, сидящих на высоких тронах и думающих что они очень важные персоны, и до рядовых членов общества, простых монахов и мирян. Обращайтесь к сильным мира сего, к тем кто способен мыслить трезво и здраво, и к тем кто такой способностью обделён.
Вот что я хотел вам сказать. Вы спросили совета у этого немощного старца и вот вам моё сердечное наставление. Моё послание и приведённые мною доводы должны стать достоянием гласности, в них нет ничего такого о чём следовало бы умолчать.
Благопожелание:
Пусть все живые существа будут счастливы.
Пусть низшие миры опустеют навеки.
Пусть свершится эта молитва,
Всюду где пребывают бодхисаттвы.
Источник: savetibet.ru