Буддисты России пока не простили дагестанца
Статуя Будды в Элисте, которую осквернил спортсмен из Дагестана, пройдет обряд очищения. Между тем свою оценку происшедшего дали представители Сангхи из разных регионов России.
Суд арестовал молодого борца из Дагестана Саида Османова, осквернившего буддистскую святыню в Элисте. Его подозревают в нарушении права на свободу вероисповеданий. Скандал, взбудораживший Элисту, перешел уже на федеральный уровень. «Газета.Ru» обсудила сложившуюся ситуацию с буддистами из разных регионов России и выяснила, что, в соответствии с учением, им следует простить Османова, однако, по мнению издания, получается у них это плохо.
Напомним, в Элисте разразился крупный скандал, связанный с хулиганством 22-летнего члена сборной Дагестана по вольной борьбе Саида Османова. Вместе с командой он прибыл в главный город Калмыкии для участия в соревнованиях. В ночь на 3 апреля он отправился знакомиться с городом и, в процессе, осквернил статую Будды: сначала справил на нее нужду, а затем эффектно пробил в нос металлическому божеству йоко гери (прямой удар ногой в карате. — «Газета.Ru»).
Этот поступок молодого спортсмена не остался без внимания. Вскоре после надругательства над буддистской святыней несколько десятков элистинцев пришли в гостиницу, где остановилась дагестанская команда, чтобы поинтересоваться, почему в качестве туалета и боксерского мешка Османов выбрал именно изображение Будды.
Свою беседу с борцом прибывшие жители города снимали на мобильные телефоны, а потом — выложили ее в интернет. Разговор с хулиганом шел в присутствии работников полиции, которые вели себя нейтрально и собравшимся не мешали.
«Я не знал, что это памятник, я не знал, что…» — пытался что-то сказать спортсмен в свое оправдание. «Как не знал?!» — взрывается возмущенным криком толпа собравшихся элистинцев. Вскоре их речь стала непечатной, и они в резкой форме потребовали от Саида извиниться за неуважение к божеству и встать на колени, чтобы публика поверила в искренность его раскаяния. Немного подумав, Османов выполнил пожелание собравшихся. Однако это не уберегло спортсмена от других неприятных последствий.
В отношении него возбудили уголовное дело по статье «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий», по которой молодому человеку может грозить реальный срок лишения свободы. Пока же он арестован решением элистинского суда и находится в калмыцком СИЗО.
«Газета.Ru» обсудила сложившуюся ситуацию с представителями буддистского сообщества Калмыкии и других регионов России.
«Будда бы, несомненно, простил бы ему это, так как по нашей религии, если ты не принимаешь зло, то оно тебя не касается и человек оставит его у себя, — рассуждает житель Элисты Батор Манджиев.
— Но с точки зрения геополитического региона гостей нужно ставить на место, иначе они будут вести себя также неподобающим образом, ведь они понимают только силу. Если бы не полиция, то толпа могла бы и убить этого парня. В Калмыкии степи широкие, никто не найдет».
По его словам, периодически в городе случаются межэтнические конфликты, но они довольно редки.
«Два года назад был случай, к нам приехали люди из Дагестана, позволяли себе всякие вольности, оскорбляли людей, но религию не трогали. В итоге элистинцы их немного побили. А в целом в Калмыкии относятся нормально к представителям любой религии, к мусульманам в том числе. Просто вести себя нужно нормально, наглеть не надо», — сказал Манджиев.
Аналогичную точку зрения высказала и молодая элистинская домохозяйка Татьяна Батырова, которая также исповедует буддизм.
«С точки зрения буддизма не надо держать зла и надо простить Османова. Но он оскорбил наш народ, осквернил святое место. Это неуважительный поступок, он считает, что только его Бог достоин уважения», — отметила женщина.
«Как вы думаете, если бы буддисты пришли в мечеть и совершили святотатство, что бы им мусульмане сделали? Вот и здесь так получилось. Если бы не сотрудники полиции, этому человеку могли бы сделать что-то не очень хорошее. Я лично не держу зла на этого человека, но полагаю, что точку в этой истории должен ставить суд», — рассуждает уроженец Республики Тыва Кюске Очиров.
Настоятель петербургского буддистского храма Буда Бадмаев отметил, что надо разделять буддистское учение само по себе и реакцию на него тех или иных отдельных последователей буддизма.
«В буддизме человек сам осознает, что он совершил и как должен определится со своим поведением. Буддизм очень сострадательная религия в этом отношении. Мы понимаем, что этот человек совершил, мягко говоря, глупый поступок. Естественно, реакция всех буддистов будет однозначной.
Наказывает верующий, а не религия — вот в чем вся философия. Если люди почитают что-то — то нельзя это осквернять», — сказал религиозный деятель.
По его словам, хотя буддизм и является религией любви, но отдельные люди в принципе несовершенны, в том числе несовершенны и последователи буддизма, а потому собравшаяся толпа перед гостиницей и повела себя довольно агрессивно.
«Каждый по-своему понимает святость. В принципе, должно быть взаимоуважение, а если человек нарушает законы общества, то надо сделать так, чтобы он начал понимать, что этого делать не следует. Желательно, чтобы он это понял сам и извинился — в этом задача буддизма.
Этот парень, по сути, сам себя наказал», — отметил Бадмаев.
Друзья Саида Османова по его социальной страничке «ВКонтакте» в беседе с «Газетой.Ru» отмежевались от него и заявили, что совершенно с ним не знакомы. Они также заявили, что не одобряют его поступок. Между тем после случившегося председатель правительства Дагестана Абдусамад Гамидов лично прибыл в Элисту и извинился за поведение Османова.
«Мы считаем безнравственным поступок нашего земляка. От себя лично я приношу глубокие извинения нашему братскому калмыцкому народу. Отмечу, что тренер, который привез борцов на соревнования, уже уволен», — сказал чиновник. Резко негативно отозвался о поведении спортсмена и его отец.
Тем временем статуя Будды в Элисте, которую осквернил спортсмен из Дагестана, пройдет обряд очищения. Об этом заявил министр культуры и туризма Калмыкии Хонгор Эльбиков.
«Во вторник в Элисте возле статуи Будды пройдет «субботник», в котором примут участие члены буддистских центров. Монахи центрального хурула проведут ритуал очищения и омовения статуи», — сказал Эльбиков.
Отметим, что немногим ранее по поводу инцидента в Калмыкии было опубликовано обращение к буддистам Верховного ламы (Шаджин-ламы) республики – Тэло Тулку Ринпоче, которое АРД приводит полностью.
«Невозможно нанести ущерб Буддам»
Болью и печалью переполнены в эти дни сердца последователей Учения Будды и всех людей, ведущих чистую нравственную жизнь, вне зависимости от их вероисповедания. Непочтительное отношение к святыням и памятниками других религиозных традиций и культур всякий раз застигает врасплох, повергая в смятение, заставляя испытывать возмущение и праведный гнев.
Однако именно в такое, тяжелое время истинный последователь Будды Шакьямуни должен опереться на силу своей духовной практики и вспомнить наставления выдающихся буддийских учителей, призывающих с состраданием взирать на причиняющих вред нам, нашим близким и нашим святыням; понимать, что всякое неблагое деяние есть следствие глубокого неведения.
Шантидева, великий буддийский философ, чья статуя установлена у Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни», в главе о терпении своего знаменитого труда «Бодхичарья-аватара» писал:
Неразумно гневаться на людей,
Оскорбляющих и оскверняющих
Изображения, ступы и святую Дхарму,
Ибо невозможно нанести ущерб Буддам.
А наш коренной учитель Его Святейшество Далай-лама призывает мысленно разделять «неблагие деяния» и «человека, их совершившего». Неблагим деяниям следует противостоять, опираясь на существующее законодательство, а совершившего их человека прощать, как мы прощаем самих себя, когда совершаем неблаговидное.
Человек, оскверняющий святыню, заслуживает сострадания и молитвенной помощи, ибо не ведает, что своими действиями причиняет вред и себе самому, своим близким, своему народу. Мы выражаем признательность всем жителям Дагестана, принесшим нам свои извинения и выразившим сочувствие. Если люди искренне исповедуют идеалы своей веры, будь то христианство, ислам или буддизм, они чувствуют чужую боль как собственную.
В нашей республике буддисты, православные христиане и мусульмане всегда жили в мире и согласии. Мы по праву гордимся тем духом сотрудничества и взаимного понимания, которым пронизаны наши отношения друг с другом. Мы вместе в горе и в радости, так было прежде, так будет и впредь.
Наш учитель Его Святейшество Далай-лама называет укрепление межрелигиозной гармонии одним из главных своих обязательств, у него много близких друзей среди христиан, мусульман и иудеев. Мы, его ученики, должны делать все от нас зависящее, чтобы способствовать уважительному и бережному отношению к философским учениям и святым образам всех религиозных конфессий.
Мы должны постигать основы не только собственной веры, но и знакомиться с другими религиями, чтобы увидеть, что все они построены на принципах сострадания и любви и уже много столетий приносят человечеству неизмеримую пользу.
С молитвами, Тэло Тулку Ринпоче
Верховный лама (Шаджин-лама) Калмыкии
Фото: savetibet.ru
В сюжете: буддистыбуддисты Россиибуддизм в Россиистатуя Буддыосквернение статуиосквернениеДагестанКалмыкия