Таинственная практика Чод в буддизме: интервью с адептом
Чод – культивирование мудрости и подлинного бесстрашия, свободного от крайностей.
Представляем вашему вниманию интервью с ламой Лувсан-Зундуй, священнослужителем Центра монгольского буддизма монастыря Гандан-Тэгчилин, астрологом и практиком традиции Чод.
— Уважаемый Лувсан-Зундуй лама, прежде всего, позвольте поприветствовать Вас от имени наших читателей, и расскажите, пожалуйста, немного о себе.
— Спасибо, мне тоже очень приятно приветствовать Вас и читателей информационного портала АРД. Мое мирское имя Хурэлбаатар, родился и вырос я в Булганском аймаке Монголии. После окончания средней школы переехал в Улан-Батор, поступил в Институт восточной философии, который окончил в 2001 году по специальности религиовед. В 2002-2003 гг. путешествовал по Индии и Тибету для изучения практических аспектов Учения Будды и, вообще, чтобы повидать мир. В 2004-2008 гг. учился в факультете медицины и астрологии Буддийского университета Монголии, который окончил с золотой медалью. С того периода поныне являюсь священнослужителем монастыря Гандан-Тэгчилин, составляю по просьбам верующих астрологические прогнозы, провожу ритуалы и обряды жизненного цикла.
— Почему Вы решили стать священнослужителем? Как Вы пришли к религии?
— Когда я учился в средней школе, исчезли жесткие идеологические оковы, державшие под негласным запретом все, что было связано с религией. Это позволило мне, не оставляя учебу, изучить под руководством духовного наставника нашей семьи молитвы, тибетскую грамматику и основные знания по буддизму. Поэтому при взрослении и выборе жизненного пути у меня в этом направлении была определенная подготовка. Но основное влияние на меня, наверное, оказал пример дедушки, который до 30-ых годов служил в хошунном монастыре умзад-ламой (церемониймейстером), был знатоком восточной медицины и астрологии, практиком традиции Чод и просто уважаемым среди земляков человеком.
— Вы, как и Ваш дедушка, являетесь практиком Чод. Расскажите, пожалуйста, о данной традиции. Насколько большое распространение она получила в Монголии?
— Чод в переводе с тибетского означает «отсечение», эта традиция является учением высшей тантры. Отсечение эго и всего, что с ним связано (например, разного рода привязанностей и кармических отпечатков) осуществляется через Мудрость, постигающую Пустоту всех явлений, посредством проведения мистического обряда «Луйжин». Мне рассказывали, что в конце 90-ых в России перевели историю просветления основательницы традиции Чод, дакини Мачиг Лавдон, которую кратко озаглавили «Отсекая надежду и страх». На мой взгляд, это очень удачное название, которая отражает саму суть учения Чод – культивирование мудрости и подлинного бесстрашия, свободного от крайностей, выражаемых в надежде обрести и страхе потерять.
Что касается Чод в Монголии, в нашей стране наиболее широко распространены традиции Махасидхи Тендон Гьялпо, Жагар ламы, Ноён хутухты. В последнее время благодаря Богдо-гэгэну IX и его ученикам получила распространение традиция Чод Чже Цонкхапы. Существуют и другие линии преемственности, но все, в конечном счете, восходят в дакини Мачиг Лавдон и Будде Ваджрадхаре. Я сам отношусь к практикам линии преемственности Жагар ламы.
— Линия Жагар ламы входит в т.н. традицию красношапочников?
— Преимущественно, да. Хотя среди последователей желтошапочной традиции школы Гэлуг есть немало наших духовных братьев. Сам родоначальник линии Жагар Молом лама был уроженцем центральной Халхи, где традиции школы Гэлуг были незыблемы, поэтому явно выраженного противоречия, думаю, изначально не было.
— Жагар лама был по национальности монгол? Какова история его линии преемственности?
— Да, учитель Жагар Молом родился более 200 лет назад в Дайчин Бэйсийн хушуне Халхи, ныне это Дэрэн сомон Среднегобийского аймака Монголии. Первую половину жизни он прожил как обыкновенный мирянин, но благодаря встрече с дакини стал монахом-странником, который в духовных поисках прошел Тибет, Индию, дошел до Ваджрасаны и Уддьяны, где получал посвящения в драгоценные учения тантры, в том числе Чод. Отсюда его почетное прозвище – Жагар, то есть индиец. В обратном пути через Китай совершил предварительную практику «гьярца» на горе Утайшан, имел видение чистых стран даков и дакинь, от которых получил духовное имя Джняна Пранидхана (Иш-Молом).
У Жагар ламы был ученик Даржаажамц, который впоследствии стал главным держателем линий преемственности Жагар и Тендон. Традицию Чод Махасидхи Тендон Гьялпо Даржаажамц получил у знаменитого тибетского подвижника Джамьянг Кхьенце Вангпо. Даржаажамц основал молебные дома традиции Чод в Богдын Хурээ, ныне это Улан-Батор. У него было пять близких учеников, которые являются учителями линии преемственности почти всех практиков Чод Центральной Монголии.
Кстати, один из учеников Даржаажамц ламы староста Бавуудорж получил классическое буддийское образование в дацане Гунгаачойлин и сыграл большую роль в популяризации Чод в философской среде Богдын Хурээ. В последние годы данная традиция возрождается. Стала регулярно проводиться церемония Чод Молом в дацане Гунгаачойлин, на которую собирается множество практиков Чод, в том числе из Бурятии.
— Вы упомянули обряд «Луйжин». В чем его суть и для чего проводится?
— Луйжин в переводе с тибетского означает «подношение тела». Для отсечения эго практик Чод подносит в жертву невидимым существам тонкого мира наиболее драгоценное, что у него есть – свое тело, предварительно преобразовав его на соответствующем уровне в благую субстанцию через Мудрость, постигающей Пустоту. Тем самым очищается наше сознание, умиротворяются существа, ставшие сопутствующим условием нашей отрицательной кармы и причинявшие зло из-за своего непросветленного сознания.
Поэтому обряд «Луйжин» проводится для всех случаев жизни, когда необходимо укрепить положительную карму и избавиться от темной энергии – будь то обусловленных зловредными действиями существ тонкого мира и духов сил природы, проклятиями и черной магией, частыми смертями в одной семье и т.д. Можно также проводить для покойника, чтобы его мятущаяся душа обрела хорошее перерождение. В конце концов, обряд помогает отсечь черную полосу неудач и открыть двери обретения духовных и материальных благ.
Но, несмотря на кажущуюся простоту, практикам Чод необходима хорошая подготовка, чтобы во время проведения обряда «Луйжин» не поддаться страху и не отвлечься на различные иллюзионные видения, обусловленные игрой нашего эго. В противном случае есть опасность соприкоснуться с темными силами непосредственно или того хуже, попасть под их влияние. В любом случае физическое и ментальное здоровье неподготовленного практика подвергается большому риску, поэтому в Чод самое серьезное значение придается церемонии посвящения и предварительной практике «гьярца», когда адепт 108 дней путешествует в одиночестве, проводя обряд «Луйжин» во все более необычных местах.
— У Вас были необычные видения во время поведения обряда «Луйжин»?
— Да, надо сказать, такое бывает нередко. Например, при чтении над усопшим часто приходится видеть его душу как живого человека. В местности с большой концентрацией темной энергии чувствуется пронизывающий холод, после проведения обряда очень сильно устаю. Вообще, невидимый мир так же реален, как видимый, хотя и тот и другой существуют как иллюзия, мираж, будучи пустыми от самосущего.
— Как часто Вы приезжаете в Улан-Удэ, проводите ли здесь обряд «Луйжин»?
— В первый раз я приехал в Улан-Удэ в 2003 году с чисто ознакомительными целями. А с 2010 года приезжаю уже целенаправленно, именно для того, чтобы проводить обряд «Луйжин». Дело в том, что мой друг, монгольский лама Эрдэни, давно живущий в Улан-Удэ, построили в с. Поселье буддийский храм, который в честь ближайшего ученика Будды получил название «Ананда». Там согласно пожеланиям лам и прихожан одноименной общины периодически читаю «Луйжин» для устранения препятствий и приумножения добродетели. Иногда провожу обряд для определенного человека, семьи коллектива, если есть необходимость решить сложную жизненную ситуацию. Помимо обрядов, практикую астрологию, стараюсь помочь людям советом, оказать им духовную поддержку.
— Значит, можно обратиться к Вам по поводу проведения обряда «Луйжин»?
— Безусловно. Информацию о том, когда будет проводиться обряд всегда можно получить в Буддийской общине «Ананда» с. Поселье.
— Какой совет Вы хотели бы дать нашим читателям?
— В жизни мне частенько помогает одна старинная буддийская мудрость – когда один, следи за умом, когда среди людей, следи за речью. Ею и хотелось бы поделиться с уважаемыми читателями. Когда человек помнит о скоротечности жизни и доброжелателен к ближним, никакие демоны не будут ему страшны.
— Действительно хороший совет. В заключение сорадуюсь Вашим трудам на благо верующих и благодарю за интересную беседу.
— Спасибо, желаю Вам и всем читателям портала неизменных успехов, крепкого здоровья и исполнения сокровенных желаний и счастливых предначертаний.
P.S. Обряд «Луйжин» будет проводиться Лувсан-Зундуй ламой в Буддийском храме «Ананда» с. Поселье 25 и 26 июня в 19.00.
Телефон для справок: +7 (90-25) 64-02-48
В сюжете: буддизмчодкрасношапочники