Новости Бурятии, Монголии и Калмыкии — Asia Russia Daily
Новости Статьи Персоны Буддизм Блоги Медиа
16 апреля 2013 9364

О том почему южный буддизм нельзя называть хинаяной

О том почему южный буддизм нельзя называть хинаяной

Далай-лама и монах традиции тхеравада

Автор: Николай Цыремпилов

Мы привыкли к тому, что все религии расколоты на части. Каждый знает, что в христианстве есть католики, православные и протестанты, а мусульмане делятся на суннитов и шиитов. Правда, в чем между ними различие, может объяснить далеко не всякий. Буддизм также имеет свой внутренний водораздел, который разграничивает два мира.

Реклама

В энциклопедиях эти миры определяются как махаяна и хинаяна. Не обделенные интеллектом даже могут сказать, что махаяна это то, что к северу, а хинаяна – на юге. Совсем начитанные или особо интересующиеся знают, что махаяна переводится как большая колесница, а хинаяна – как малая. И только немногие добавят, что дело тут не в количестве последователей (по приблизительным оценкам 700 и 100 миллионов человек соответственно), а в религиозном целеполагании. Обратимся к доктринальным тонкостям в ходе разговора. А сейчас о том, почему же все-таки не следует использовать термин хинаяна в отношении последователей южного буддизма.

Далай-лама и тхеравадинские монахи

Дело отнюдь не в географической относительности: Вьетнам никак не назовешь северной страной, а там распространена махаяна. Дело в том, что сам термин хинаяна был придуман махаянистами как весьма презрительное оценочное обозначение оппонентов. Впрочем, давайте все по порядку. Во времена Христа, среди буддийских традиций возникла школа, которая объявила все современные ей буддийские традиции искажением учения Будды. Этой школой было провозглашено, что цель, к которой стремятся все остальные школы, глубоко эгоистична по своей сути: достижение нирваны только для себя. Махасангхики (сангха большинства), как назвали себя последователи «буддийских несогласных», предложили пересмотреть, казалось бы, самую важную составляющую религии – ее цель.

Со временем взгляды махасангхиков выкристаллизовались в учение Махаяны. Последователи этого движения провозгласили истинным идеалом буддийского святого бодхисаттву, существо, добровольно отказывающееся от нирваны из сострадания к другим живым существам. Из секты раскольников возникло мощное течение, стремительно распространившееся в Азии. Махаянисты составили целый корпус текстов, которых буддийский мир прежде и не знал. В Праджняпарамите (Запредельная мудрость), как собирательно были обозначены эти тексты, были изложены воззрения последователей Большой колесницы. Речь идет об идее пути бодхисаттвы и об иллюзорности феноменального бытия. Если выразиться проще, то весь существующий мир по своей сути является идеальным и нераздельным, и только наше несовершенное сознание объективирует его, делит на субъект и объект. Наш ум заблуждается, принимая иллюзию за истину, а истинное состояние дел не видит в силу своей омраченности. Для того чтобы постичь истину и достичь нирваны, требуется самоотреченное стремление помочь другим заблудшим постичь истину. Только через такую сострадательную самоотдачу бодхисаттва достигает состояния Будды.

Другие традиции обвиняли последователей Большой колесницы в фальсификации буддийских текстов и вольной интерпретации учения Будды. Махаянисты, в свою очередь, утверждали, что Будда тайно дал учение Праджняпарамиты узкому кругу самых способных своих учеников. Учение Махаяны это, как говорили его последователи, элитарное учение, недоступное пониманию людей посредственных способностей. Посредственности ставят перед собой скромные цели, но достичь нирваны они не способны. Взгляды таких людей и получили обозначение хинаяна. Буддолог Каре Альберт Ли считает, что слово хинаяна правильнее будет переводить как «колесница неспособных, неполноценных», поскольку в индийских текстах слово «хина» всегда имело ярко выраженный уничижительный оттенок. Одним словом, хинаяна в изначальной интерпретации махаянистов означала «учение интеллектуально неполноценных». Если представители махаяны признавали все письменное наследие, возникшее до них, то их оппоненты категорически отрицали какую-либо ценность махаянских текстов. Тем не менее, представители обоих направлений веками сосуществовали бок о бок.

Из 18 школ, которых последователи Большой колесницы обозначали термином хинаяна, до наших дней дожила только одна. Имя ей – Тхеравада, или школа старейшин. Этим словом определяют свою традицию сами адепты, под этим именем ее знают во всем мире. Тхеравада доминирует в таких странах, как Шри-Ланка, Таиланд, Мьянма, Лаос, Камбоджа, и традиционно представлена в Китае, Вьетнаме, Малайзии, Индонезии и Бангладеш. Последователи тхеравады никогда не используют термин хинаяна для обозначения своей традиции, считая его оскорбительной выдумкой махаянистов. Именно поэтому съезд буддистов мира в Коломбо в 1950 году призвал не использовать этот термин для определения южного буддизма. Впрочем, многие махаянские учителя современности не видят проблемы с термином хинаяна. Они полагают, что этим словом обозначались школы, не дожившие до наших дней. Таким образом, Тхеравада в число этих школ не включается. С ними солидарны и некоторые ученые, полагающие, что смешение тхеравады и хинаяны чистое недоразумение.

Существует устойчивое мнение, что тхеравада гораздо ближе к первоначальному буддизму, нежели махаяна. В этом уверены не только сами последователи тхеравады, но и многие адепты Большой колесницы. Однако учеными такая точка зрения сегодня аргументировано оспаривается. Гораздо более корректным представляется утверждение, что тхеравада и махаяна являются продуктом длительных брожений внутри буддизма. Обе эти традиции, возникнув приблизительно в один исторический период, одинаково отстоят от некоего оригинального, раннего буддизма. Но проблема в том, что каким был этот первоначальный буддизм, никто не знает. В течение двух веков буддизм был бесписьменной религией, и сегодня мы знаем о нем по интерпретациям тхервадинов и махаянистов. А, значит, обе традиции имеют право называться преемниками буддизма Будды.

Существуют ли трения между последователями тхеравады и махаяны? Хотелось бы сказать нет, поскольку, действительно, столкновений между последователями этих традиций не замечено. Мы не найдем в истории буддизма религиозных войн между Севером и Югом по примеру войн католиков с протестантами. И это объясняется не только миролюбивым характером этой религии, но и тем, что последователи обеих «колесницы» мало контактировали друг с другом. Лишь после создания в 1950 году международной организации «Всемирное братство буддистов» представители северного и южного буддизма начали экуменический диалог.

Во время публичных лекций, которые дает Его Святейшество Далай-лама, в толпе тибетских, китайских, японских и прочих буддистов можно все чаще заметить сингальских или тайских монахов в шафрановых робах. Да и сам Далай-лама часто посещает общины южных буддистов. Однако, в повседневном общении легкая неприязнь все же ощущается. Тибетцы часто отзываются о тхеравадинских монахах как об эгоистах, отталкиваясь, как мне кажется, не столько от личного опыта, сколько от того, что написано в классических махаянских текстах. Последователи южного буддизма, впрочем, тоже не остаются в долгу. В этой статье рассказывается о том, как представители ордена тхеравадинов пытаются распространить свое учение в Японии, традиционно махаянской стране. При этом аргументация проповедников строится на том, что учение Тхеравады является настоящим буддизмом, а японцы стали последователями махаяны по большому и досадному недоразумению. Легко представить, что об этом думают махаянисты Японии.

В России сегодня тхеравада значительно уступает по популярности махаяне. Все же Россия, если так можно выразиться, традиционно махаянская страна. Но и здесь имеетсянесколькоактивнодействующих тхеравадинских общин и групп. Развитию Тхеравады в России активно способствуют и иностранные дипмиссии. Однако число последователей этой буддийской традиции в России слишком незначительно. Кто знает, может в этом до сих пор сказывается застарелый стереотип о хинаяне, как о неполноценном буддизме?

В сюжете: хинаянабуддизм

Агрегатор новостей 24СМИ
Вконтакте
Facebook
Twitter

Комментирование временно отключено
Обсудить материал на Facebook

Похожие материалы

Сегодня 40

В Тугнуйском дацане состоится значимое сакральное событие

21 августа там пройдёт большой праздник, посвящённый освящению Рабнай Будды будущего Майтрейи и 16 Субурганов.

13 июля 354

В Бурятии открыли 41-метровую статую Арьяа Баалы

41-метровую статую Авалокитешвары (Арьяа Баала) торжественно открыли в Закаменском районе Бурятии в среду, 13 июля.

11 июля 557

В Российском музее открылась выставка "Народы Великой степи: буряты и калмыки"

Посетители могут увидеть на выставке сцены буддийских праздников и обрядов.

5 июля 272

Буддийская Традиционная Сангха России возрождает искусство создания традиционного войлока кочевников Азии

При Иволгинском дацане дан долгожданный старт новому проекту, инициатором которого является XXIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев.

Первая полоса

25 июля 933

Алексей Цыденов: "Мы сильны своим единством"

Сегодня 2

Определился победитель чемпионата "Большой приз Алханая"

7 августа у подножия священного Алханая уже в 16-й раз собрались сильнейшие борцы Агинского Бурятского округа, Забайкалья, Бурятии, Иркутской области и Монголии на открытом чемпионате Забайкальского края по бурятской борьбе.

Сегодня 6

Более 1000 человек посетили гастрофестиваль "Агинская баранина на камнях"

В этнокомплексе «Кочевник» 6 августа состоялся фестиваль «Агинская баранина на камнях «Хорхог-2022», признанный лучшим событием России в сфере туризма.

Реклама
Сегодня 5

Ростуризм поддержит мероприятия, привлекающие гостей в регионы

Ростуризм запускает новую меру поддержки в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

Сегодня 5

Глава Бурятии провел совещание по подготовке к предстоящему отопительному сезону

В целом по республике общая готовность к отопительному сезону на сегодняшний день лучше, чем в прошлом году на эту же дату, и составляет 74,7%.

Реклама

Популярное

  • 2 августа 325

    Победителем баттла оружейников в ленд-арт парке "Тужи" стал представитель Монголии

  • 4 августа 273

    Известный бурятский журналист возглавила представительство ИТАР-ТАСС в Монголии

  • 2 августа 264

    Монголия и Япония начали совместные военно-инженерные учения

  • 2 августа 253

    В поселке Агинское объявлен карантин

  • 3 августа 249

    В Монголии пройдет религиозный праздник "Хурээ цам-Даншиг наадам"

  • 2 августа 244

    Алексей Цыденов встретился с Эдгардом Запашным

  • 2 августа 230

    У Цирка Бурятии может появиться свое здание

  • 3 августа 222

    В Улан-Удэ обустроят туристический центр города

Сегодня 7

ВЭБ.РФ предоставил первые средства ГТЛК на закупку автобусов для Улан-Удэ

Планируется, что первые автобусы жители города получат в течение месяца.

Сегодня 9

На ВСЖД обновлено более 180 километров пути

Ремонтно-путевая кампания охватывает все регионы присутствия ВСЖД, общий план работ на 2022 год составляет 329 км.

Сегодня 10

"Вертолеты России" стали лучшими на корпоративном чемпионате Ростеха

Команда холдинга «Вертолеты России» заняла первое место в ежегодном корпоративном чемпионате Госкорпорации Ростех по профессиональному мастерству.

Сегодня 12

Премьер-министр Монголии Л. Оюун-Эрдэнэ провел встречу с Ван И

Стороны обменялись мнениями по вопросам опыта в области государственного управления и развития, а также дальнейшего плана практического сотрудничества.

Видео дня: Алтаргана-2020

В фестивале приняли участие самые талантливые, творческие и активные люди из Забайкалья, Бурятии, Иркутской области, Монголии, Внутренней Монголии.

Сегодня 10

Антонио Гутерриш прибыл в Улан-Батор с официальным визитом

Генсек ООН примет участие в мероприятии по посадке деревьев в рамках инициативы президента Монголии Ухнагийна Хурэлсуха "Миллиард деревьев".

Сегодня 5

Таможенные управления Монголии и КНР подписали соглашение о сотрудничестве

Реализация соглашения окажет положительное влияние на профилактику инфекционных заболеваний, а также на стабильность внешней торговли и экономический рост.

Самое важное

1 декабря 2021 9805

Универсальные цифровые технологии в сельском хозяйстве, охране окружающей среды и здоровья человека. ВИДЕО

АО «Щелково Агрохим» и японская инновационная компания Japan Star Enterprises подписали Меморандум о взаимопонимании.

Статьи
28 мая 2021 35296

Буряты и Гражданская война в России

Вопрос: «За кого воевали буряты – за красных или за белых?» был одним из самых неудобных для ученых-историков Бурятии на протяжении всего советского периода. АРД представляет эссе Сергея Басаева о военной истории бурят.

Статьи
21 мая 2021 27585

Степан Калмыков: «Разделяй и властвуй» по-бурятски

АРД представляет отрывок из книги мемуаров Степана Калмыкова о скрытых политических приемах, с помощью которых первые лица Бурятии сохраняют свою власть. Презентация книги состоится в Улан-Удэ в июне этого года.

Статьи
15 апреля 2021 27606

Кто такие буряты: прошлое, современность и перспективы

Буряты являются разделенной нацией не из-за территориальной размежёванности, а из-за фундаментальных различий культурно-ценностного характера.

Наверх

2013 — 2022 © ARD: портал деловой информации
Свидетельство о регистрации СМИ ИА Эл. № ФС77-54407. Выдано Роскомнадзором 17.06.2013 г.
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на asiarussia.ru обязательна.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

  • Контакты
  • О проекте
  • Рекламодателям
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Разработка и поддержка сайта
Realist