Буддийская монументальная гигантомания или почему статуи Будды в топе самых высоких памятников мира
Последние годы Монголия занята сбором средств на возведение гигантской статуи Будды Майтреи в окрестностях Улан-Батора. Широко растиражированный эскиз монумента поражает воображение.
Последние годы Монголия занята сбором средств на возведение гигантской статуи Будды Майтреи в окрестностях Улан-Батора. Широко растиражированный эскиз монумента поражает воображение. Грациозная копия скульптуры Дзанабадзара из бронзы высотой в 54 метра стоит на фоне 108-метровой белоснежной ступы с позолотой. Содержимое статуи, обычно состоящее из отпечатанных на бумаге молитв и мантр, земли со священных мест, частицы мощей буддийских святых, лекарственных растений и прочего, готовится в индийской Дхарамсале. Проект уже получил благословение Его Святейшества Далай-ламы, а правительство Монголии считает его одним из приоритетных. При этом в Улан-Баторе уже имеются две гигантских буддийских статуи: 27-метровый Авалокитешвара в главном храме монастыря Гандан и Золотой Будда у подножия горы Зайсан-толгой высотой в 23 метра.
Зачем Монголии очередной ужасно дорогой проект в рамках буддийской монументальной гигантомании? Это сложный вопрос, на который нет единого ответа. Тут играют роль не только религиозные (считается, что возведение таких статуй порождает большие заслуги и улучшает коллективную карму) и экономические (туристы ценят зрелищные достопримечательности, особенно с приставкой «самый») соображения. У феномена буддийской монументальной скульптуры имеются культурное и политическое измерения. Начнем с культуры.
Разрушение статуй Будды в Бамиане
Огромные стаути Будды и буддийских божеств возводились еще древними мастерами. Вспомним многострадальных стоящих будд Бамиана (58 и 38 метров), которых с недавних пор, увы, уже не существует. Кушанские буддисты вытесали их в скале еще в VI веке. Гигантский Будда Лешаня (803 год, 71 метр), Будда из Лашаоцзи (559 год, 60 метров), Будда Амитабха из Сишаня (576 год, 41 метр), сидящий Будда из Шаньданя (35 метров, VII век), Авалокитешвара из Тадзавако (35 метров, VIII век), Будда Майтрея из Дуньхуана (694 г., 26 метров) и другие были сооружены в период расцвета буддизма в Центральной Азии и Китая времен Кушанской империи и Танской династии. Эти монументы до сих пор находятся в первой сотне самых высоких памятников мира, несмотря на то, что уровень современных технологий поднялся высоко. Бамианские Будды до своей трагической гибели в 2001 году оставались самыми высокими статуями, вырезанными из камня (сегодня пальма первенства в этой категории перешла к лешаньскому сидячему Будде). Подобных монументов было воздвигнуто намного больше, но не все дошли до наших дней, погибнув от землетрясений (как киотоский Вайрочана в 1596 году) или от рук фанатиков (снести бамианских Будд до талибов пытался еще великий могольский император Аурангзеб).
Разумеется, важнейшим стимулом для строительства таких колоссов было и остается желание прикоснуться к вечности. Чем грандиознее скульптура, тем больше шансов, что ее узрят будущие поколения. Разрушить такие монументы способны только землетрясения амплитудой не меньше 7 баллов или противотанковые мины в сочетании с массированным обстрелом из ПВО по талибской методике. Еще одной важной идеей, которой руководствовались инициаторы строительства, было и остается стремление накопления добродетелей. Буддисты верят, что систематическое совершение благих дел, особенно во славу учения, содействуют накоплению благой кармы. Соответственно, чем выше и грандиознее статуя, тем больший эффект окажет она на судьбы причастных к ее возведению. Часто статуи таких размеров строились для того, чтобы успокоить гнев стихий (например, разливы рек), поскольку, как считалось, изображения Будды могли благотворно влиять не только на людей, но и на местность.
Статуя лешаньского Будды в Китае
Но основной смысл, который создатели вкладывают в размеры статуи, является способность воздействовать на сознание верующих. Как устремившиеся в небо башни готических соборов и свет, проникающий сквозь стекла витражей, были призваны вызывать в душе христианина мысли о Творце и его небесном царстве, так и колоссальные статуи будд и бодхисаттв служили лучшим объектом для медитации. Грандиозные размеры были призваны порождать в практикующем атмосферу величия космического сознания Будды. Так же, как лицезрение снежных гор или бескрайнего океана способно ввести нас в особое состояние, так и гигантские Будды создавали вокруг себя атмосферу величественного спокойствия и чистоты. Недаром вокруг этих монументов мы видим многочисленные монашеские кельи. Как выразился Ошо, буддийские статуи являются не идолами, но сакральной геометрией, которая получает продолжение в сознании буддиста.
Не обошлось в буддийской монументальной скульптуре и без политики. Стоит один раз взглянуть на список самых высоких статуй Будды, то можно сразу заметить, что большинство из них были возведены в этом тысячелетии: Будда из лушаньского храма весны (2002 г., 128 метров), Будда из Монивы, что в Мьянме (2008 г., 116 метров), бодхисаттва Гуанинь из Хайнаня (2005 г., 108 метров), Великий Будда из Таиланда ( 2008 год, 92 метра), Гуанинь из вьетнамского Дананга (2010 г., 70 метров). стоящий Майтрея из Тайваня (2011 г., 58 метров), Будда из шриланкийской Алутгамы (2007 г., 49 метров). Список можно продолжать еще долго. В этом контексте строительство статуи Майтреи в Монголии кажется вполне логичным.
Что это? Ярмарка тщеславия буддийских государств? Вот и тибетские беженцы давно подключились к этому странному чемпионату, инициировав грандиозный проект «Майтрея» по возведению статуи Будды высотой в 152 метра! Предварительная оценка затрат проекта составляет 20 миллионов долларов. Известно, что проект подвергается жесткой критике со стороны индийской общественности, которая считает, что на фоне множества социальных проблем и ужасающей бедности строительство такой дорогой статуи в одном из беднейших штатов Индии выглядит как пир во время чумы. Эта критика уже заставила организаторов проекта существенно умерить амбиции.
Лавинообразный процесс строительства гигантских статуй Будды был начат после варварского уничтожения талибами не раз упомянутых нами статуй Будды в афганском Бамиане. Тогда, несмотря на многочисленные обращения ООН, международной общественности и таких буддийских стран, как Япония, Китай, Шри-Ланка, а также Индии, талибы приняли решение уничтожить древние памятники. На правительство талибов оказывали давление даже исламские страны, такие как Пакистан, Саудовская Аравия и Египет. Да и в самом Афганистане многие выступали против этой акции. Япония предложила немалые деньги в обмен на отказ от планов по уничтожению монументов. Нью-Дели озвучил идею о переносе памятников на территорию Индии. Однако 6 марта 2001 года статуи были уничтожены. Мулла Мухаммед Омар по итогам операции заявил: «Мусульмане должны быть горды тем, что сравняли идолов с землей. Хвала Аллаху, что мы разрушили их».
Буддийский ответ был неожиданным. Как цепная реакция, в странах буддийской Азии один за другим были инициированы проекты по возведению гигантских Будд. Я отнюдь не утверждаю, что все эти проекты являются прямым ответом на варварство талибов. Я хочу сказать, что за всеми этими инициативами стоит потрясение, которое испытали буддисты, а вместе с ними и все остальное человечество, когда древние будды после полутора тысяч лет величественного существования рухнули на землю под ликование исламских фундаменталистов. Рухнув на землю, бамианские будды заставили возникнуть из небытия множество других образов Будды – от Шри-Ланки до Монголии. Буддийская монументальная гигантомания получила новый импульс, и никто не знает, когда этот импульс сойдет на нет.
В сюжете: гигантоманияМайтрейБудда