В Бурятии верующие поклонились нетленному телу Хамбо ламы Даши-Доржо Этигэлова
9 сентября в Иволгинском дацане состоялся Величественный хурал, который собрал сотни верующих республики, а также гостей, специально прибывших в Бурятию принять участие в этом грандиозном мероприятии. В честь праздника прошли X Этигэловские игры «Эрын Гурбан Наадан» («Три игры мужей»).
Ежегодно в центре буддизма России – Иволгинском дацане, проходят торжества, посвященные Даши-Доржо Этигэлову. Только в эти дни верующие имеют возможность увидеть и поклониться нетленному телу великого буддийского священнослужителя. С раннего утра до глубокой ночи в дацан нескончаемым потоком идут прихожане, чтобы получить благословение «самого Этигэлова».
«Днем своего Возвращения Учитель избрал 4-й лунный день сентября 2002 года. В этом году он пришелся на 9 сентября», - сообщили в Буддийской традиционной Сангхе России.
Приуроченные к празднику соревнования «Эрын Гурбан Наадан» теперь считаются бурятской спартакиадой по национальным видам спорта. Со всех районов республики сюда съезжаются представители дацанов, чтобы состязаться в трех национальных видах спорта: Бухэ Барилдаан (борьба), Сур Харбан (стрельба из лука) и конные скачки.
Участников соревнований, болельщиков и гостей праздника приветствовали XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев и глава республики Вячеслав Наговицын.
На стадионе Иволгинского дацана в захватывающих поединках сошлись лучшие борцы. Одновременно состязались в силе, ловкости и меткости бурятские лучники. Все присутствующие с азартом следили за схватками сильнейших спортсменов, вместе с ними переживали из-за поражений и радовались победам. Насладиться зрелищем не помешала даже холодная погода: ветер и моросящий дождь.
«Мы всей семьей приехали сюда, это же настоящий народный праздник! Встретили здесь многих друзей, даже из Забайкальского края», - поделился впечатлениями Аюша Ламажапов, житель Улан-Удэ.
До самого позднего вечера продолжались поединки лучших спортсменов за высокое звание – чемпион Этигэловских игр. Победителям Хамбо лама вручил «живые призы» – овец бурятской породы бувай и племенных жеребят.
Жители и гости республики в это день смогли еще и приобрести памятные сувениры на праздничной ярмарке и отведать блюда национальной кухни.
Справка
Даши-Доржо Итигэлов (1852-1927гг.) — Пандито Хамбо-лама XII (глава буддистов Бурятии). Бурятский религиозный деятель, один из выдающихся буддийских подвижников XX века. В 1911-1917 годах - глава буддистов Восточной Сибири. Был признан перерождением Дамба-Даржа Заяева, первого Пандито Хамбо-ламы. Практик высочайшего уровня. На основе сочинения Богдо Зонхавы «Дэмбэрэл Додба» сделал всесторонний и качественный анализ Пустотности и достиг прямого постижения Пустоты — Великой реальности всех явлений. Создал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор», написал более пятидесяти книг по буддизму.
Согласно существующим источникам Даши-ДоржоИтигэлов родился в 1852 году в местности Улзы Добо Иволгинского района Республики Бурятия. В 15 лет тайком добрался до Анинского дацана в Хоринском районе Бурятии, где учился на протяжении 23 лет. Успешно защитил звание гэбши, затем габжи и прославился учёностью.
В последующие годы Даши-Доржо Итигэлов совершенствовал полученные знания в Цугольском и Тамчинском дацанах, изучал тибетскую медицину. В 1898 году Даши-Доржо вернулся на родину, в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы, преподавал буддийскую философию хуваракам. В 1904 году Даши-Доржо Итигэлов был назначен на должность ширээтэ (настоятеля) Янгажинского дацана. В этом качестве он стал инициатором постройки новых Чойра-дугана, Дэважин-дугана. Даши-Доржо Итигэлов пожертвовал на строительство все свое состояние — около 15 тысяч рублей.
Весной 1911 года в Резиденции Хамбо-ламы (Тамчинский дацан) из числа десяти претендентов был избран XII Пандито Хамбо-ламой буддийского духовенства Восточной Сибири. В начале Первой мировой войны по инициативе Итигэлова в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», куда вошли 120 духовных и светских лиц. Общество собрало для помощи фронту 130 тысяч рублей, а также продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности, и постановило оборудовать в прифронтовой полосе лазарет на 30 тысяч рублей.
В 1915 году Итигэлов был награждён высшей государственной наградой Монголии - Орденом Драгоценного жезла. В 1916 году за особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненых и павших, награждён российским орденом Святой Анны II степени. Он был избран Председателем II Общебурятского съезда, который прошел в июле 1917 года в Тамчинском дацане, резиденции Хамбо-ламы. Вскоре в связи с болезнью, Итигэлов сложил с себя полномочия ПандитоХамбо-ламы и в сентябре 1917 года вернулся в Янгажинский дацан.
По легенде, 15 июня 1927 года XII Пандито Хамбо-лама Даша-Доржо Итигэлов сел в позу лотоса и собрал учеников, которым наказал навестить и посмотреть его тело через 30 лет. Затем попросил их прочитать «hуга Намши» — специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву, постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, XII Пандито Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов ушел в нирвану.
Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился на момент ухода. Согласно завещанию в 1955 году группа лам во главе с XVII Пандито Хамбо-ламой Лубсан-Нимой Дармаевым тайно от властей подняла саркофаг в местности Хухэ-Зурхэн с телом XII Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова. Убедившись в неизменности его состояния, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан. В 1973 году XIX ПандитоХамбо-лама Жамбал-Доржо Гомбоев и другие ламы также осмотрели Хамбо-ламу Даши-Доржо Итигэлова и убедились в сохранности тела.
7 сентября 2002 года восьмидесятилетний Амгалан Дабаевич Дабаев, житель села Гильбира, указал Хамбо-ламе Дамба Аюшееву местонахождение Пандито Хамбо-ламы XII Даши-Доржо Итигэлова. 10 сентября 2002 года XXIV Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев с группой лам и светских лиц подняли саркофаг с Пандито Хамбо-ламой Даши-Доржо Итигэловым и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его тело в новый специально построенный «Благословенный дворец Хамбо-ламы Итигэлова» в Иволгинском дацане.
Феномен нетленного тела Пандито Хамбо-ламы XII позволили изучить учёным, предоставив им образцы волос, кожи Итигэлова. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики. При эксгумации обнаружилось, что саркофаг Итигэлова был заполнен солью, которая «местами нанесла вред его коже — высушила».
По словам доктора Звягина, до 1973 года соли в саркофаге не было. Возможно феномен колебания веса тела (в пределах 100 г) в дни массовых посещений объясняется тем, что высушенные ткани или соль могут сорбировать пары воды, увеличивая вес тела. В первые несколько лет после открытия саркофага тело набирало вес до 2 кг ежегодно. За 6 лет его вес увеличился до 10 кг и составил 41 кг.
С января 2005 года все медицинские и биологические исследования тела Итигэлова были приостановлены по распоряжению Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. Дальняя родственница Итигэлова Янжима Васильева в 2002 году создала информационный центр «Вместе с Итигэловым». А в 2004-м году – институт Итигэлова. В апреле 2013 года этот институт посетил Президент России В.В. Путин.