Страсти вокруг Дордже-Шугдена: буддийский фундаментализм или диктатура Далай-ламы? Часть III
Вместе с началом анти-шугденовской кампании началась и кампания, направленная на дискредитацию Далай-ламы и других гелукпинцев, придерживающихся экуменических взглядов. Ее возглавил тибетский монах Геше Келсанг-Гьяцо, учившийся в буддийском монастыре Сэра на юге Индии.
Часть III
Западное общество Шугдена и китайский след
В 90-е годы XX века Келсанг-Гьяцо эмигрировал в Великобританию, где основал организацию «Новая Кадампа», а также формально независимое от нее «Западное общество Шугдена». Эти организации быстро приобрели большое число последователей. Шугденисты под руководством Келсанга-Гьяцо публично обвинили Далай-ламу и тибетское правительство в изгнании в нарушении религиозных свобод и дискриминации по религиозному признаку. Они отвергли обвинения в том, что поклоняются мирскому божеству, подчеркнув, что воспринимают Шугдена как просветленное существо.
Геше Келсанг-Гьяцо
«Западное общество Шугдена» обратилось в правозащитные организации, в частности, в Эмнести Интернешнл, а также в индийские суды различных уровней, однако явной поддержки не получило. Тогда шугденисты изменили стратегию. Они стали организовывать пикеты в различных странах мира, которые посещал Далай-лама. В некоторых городах произошли столкновения между ними и сторонниками Далай-ламы, которые освещались в прессе.
Келсанг-Гьяцо позволил себе оскорбительные комментарии в адрес Далай-ламы, в которых подвергал сомнению законность его статуса:«Согласно некоторым источникам, вы родились в мусульманской семье. Когда вы были несмышлёным малышом, какие-то люди якобы действуя от имени правительства, признали вас Далай-ламой Тибета. С тех пор вы облачились в шафрановые одежды, а ваши земляки до сих пор в шутку называют вас «мусульманином в монашеской робе». Вот так вы стали Далай-ламой, и теперь многие люди на этом основании хранят ваше фото на алтаре и поклоняются вам».
Но главным пунктом обвинения в адрес Далай-ламы со стороны шугденистов было предательство своего коренного учителя – Триджанга-ринпоче. В буддизме вообще, и в тибетском буддизме в особенности, выражение недоверия и непочтения учителю является большим препятствием в деле духовного совершенствования. Келсанг-Гьяцо попытался выжать все из этого обвинения:«Вся эта ужасная ситуация сложилась из-за ваших вредных действий. Таково наше справедливое заключение о том, что вы не буддист. На этом основании мы считаем вас мусульманином в монашеской робе. Всю свою жизнь вы притворялись буддийским святым, давая учения, которые вы украли у своего учителя Триджанга-ринпоче. Так вы обманывали людей по всему миру. Одним словом, очевидно, что ваш нрав жесток и чрезвычайно злобен».
Это обращение лидера шугденистов, в котором невооруженным взглядом просматривались грубые измышления и инсинуации, было зачитано вслух во время одной из протестных акций в США, носившей знаковое название «Против буддийского диктатора XXI века Далай-ламы XIV». После этого многие видные последователи Дордже-Шугдена, включая оракулов, потребовали от Келсанга-Гьяцо умерить пыл и смягчить риторику. Столь враждебная стилистика протеста подрывала репутацию движения и бросала тень на весь тибетский буддизм и борьбу тибетцев за независимость.
Пикеты Шугденистов
Как писала The Independent: «Взгляд изнутри Общины сторонников Шугдена является почти точным фотографическим негативом всего того, что мир знал о Тибете и Далай-ламе. Репутации тибетского буддизма как чистой и рациональной религии, несомненно, будет нанесен урон. Единственная сторона, которая извлечет из этого выгоду, будут китайцы».
Однако факт и степень участия Китая во всей этой истории не вполне понятны. Обе стороны обвиняют друг друга в сотрудничестве с властями КНР. Согласно версии тибетского правительства в изгнании, китайские спецслужбы изначально срежиссировали конфликт с целью подрыва внутреннего единства общины тибетских беженцев. Высказывались версии о том, что китайцы оказывают финансовую поддержку шугденистам. Наиболее вероятной представляется версия о том, что Китай действительно мог в той или иной степени воспользоваться конфликтом, но едва ли стоял у его истоков. Очевидно, что дело Шугдена созрело внутри тибетской общины и уходит корнями в тибетскую традиционную культуру.
В битве с богами
Тибетская форма буддизма является и частью культуры монгольских народов. Со времен Джебцун-Дамбы IV, теократического главы Монголии, правившего в начале XIX века, культ Шугдена утверждается и в этой стране. Дордже-Шугден является хранителем важного монгольского монастыря Амарбаясгалант Сум. И сегодня там проводятся ритуалы умилостивления этого божества-защитника. В начале 2013 года в этот монастырь прибыл перерожденец Триджанга-ринпоче, который возглавил церемонию поклонения Дордже-Шугдену. Однако для монголов вопрос Дордже-Шугдена не является столь же болезненным, как для тибетцев в силу того, что Гелукпа имеет здесь твердые позиции и свободна от конкуренции со стороны других традиций.
Тем не менее, и Монголия, и Бурятия, и Калмыкия так или иначе вовлечены в конфликт. Сложившиеся прочные связи с тибетским буддийским миром ставят верующих в ситуацию выбора. Отношение к культу Шугдена и здесь становится мерилом лояльности Далай-ламе. Я сам лично был свидетелем заочных обвинений различных буддийских общин в тайной приверженности к практике Долгьяла. Эти обвинения становятся оружием против конкурентов и противников на современном буддийском поле.
Убийство буддийского монаха Лобсанга-Гьяцо, о котором мы говорили в начале первой части цикла о Дордже-Шугдене, стало некоей точкой невозврата. Хотя вина шугденистов в этом деле не доказана, для их противников в этом деле нет неясностей. Лобсанг-Гьяцо был слишком ярким противником культа Долгьяла, жестко критиковавшим самого Триджанга-ринпоче, чтобы люди поверили в версию о банальном убийстве с целью ограбления. Смерть Лобсанг-Гьяцо и его спутников не только показала всю серьезность раскола внутри Гелукпы и стремление каждой из сторон идти до конца в этой старом противостоянии экуменистов и пуристов.
Эта трагедия наглядно продемонстрировала, насколько сложным и слабо изученным феноменом является тибетский буддизм, в котором в тугой комок сплелись добуддийские культы божеств местности, индийская религиозная мифология, интересы древних аристократических кланов Тибета, межсектанские трения, теократическая модель управления страной, борьба за независимость страны и многое другое.
Наблюдая за конфликтом, мир стал свидетелем поистине космической теомахии, для участников которой существование Дордже-Шугдена и других божеств-защитников, бодхисаттв и идамов является столь же очевидным и неоспоримым, как факт постоянного вращения Земли вокруг Солнца по эллиптической орбите. Поразительно, как Далай-лама, сегодня участвуя в дискуссии с виднейшими специалистами в квантовой физике, завтра может открыто признаваться в том, что часто проводит гадания с использованием шариков из теста. Сюрреалистичность ситуации усиливается, когда ты просматриваешь в youtube видеоролик, в котором фиксируется момент нисхождения Дордже-Шугдена в тело оракула.
Вся эта история лишний раз показывает, что тот буддизм, который мы вроде бы в общих чертах знаем, в реальности может совсем не вписываться в наши представления. Это сложное и развивающееся в реальном времени явление, имея дело с которым нужно быть готовым выбирать для себя авторитеты и расставлять приоритеты. И конечно, это не просто философия, как думают многие наивные. Это самая настоящая религия.
В сюжете: Дордже-Шугден