Религиозный микрокосм социалистического Вьетнама
Несмотря на то, что официально Социалистическая Республика Вьетнам – атеистическое государство, вьетнамское общество состоит из чрезвычайного множества различных религий и культов.
Религиозное многообразие и идеологическая фальсификация
Все эти конфессии распространены не только в среде этнического большинства, но и среди более 50 различных этнических групп, традиционно проживающих в этой стране. Помимо буддизма, список традиционных религий Вьетнама включает: даосизм, конфуцианство, мусульманство (в основном в среде тямского меньшинства), христианство (католицизм и протестантизм), местные культы горных племен, вьетнамские синкретические религии каодай и хоахао.
Буддисты составляют во Вьетнаме большинство. Им принадлежит 12 000 пагод. Число буддийских монахов и монахинь превышает 25 000 человек. В то же время по числу последователей католицизма эта страна является второй в Азии, уступая только Филиппинам. Около полумиллиона вьетнамцев предпочитает христианство в форме протестантизма. Еще 60 000 являются мусульманами. Около 3 миллионов человек исповедуют новые вьетнамские религии каодай и хоахао. Тем не менее, официальная статистика говорит о 81% атеистов, что, скорее всего, является результатом намеренной идеологической фальсификации.
Три в одном: буддизм, даосизм и конфуцианство
Большинство вьетнамцев номинально считаются буддистами, однако в реальности их религиозные воззрения базируются на некоей комбинации из трех религий – буддизма, даосизма и конфуцианства. В центре расположен культ предков, который чудесным образом вплетен в эту комбинацию.
В типичном вьетнамском доме вы почти наверняка увидите алтарь, на котором перед статуэткой Будды и фотографиями умерших предков выставлены благовония и свежие фрукты. В 1-й и 15-й дни лунного месяца множество вьетнамцев спешат в храмы, где молится за благополучие живых и ушедших в мир иной членов семьи. Вьетнамцы верят, что если не почитать умерших предков, то они могут превратиться в голодных и мстительных духов, способных нанести вред живым.
Вслед за Буддами почтением пользуются мифические и исторические святые подвижники (танмау), духи-защитники, национальные герои (включая Хошимина) и различные природные объекты (деревья, скалы, горы, озера). Культ национальных героев является отголоском трагедий и потерь вьетнамцев, произошедших в период ряда кровопролитных войн. Таких синкретичных буддистов, по данным Pew Research Center за 2010 г., во Вьетнаме около 60% от всего населения.
Религия-Нация-Социализм
Буддизм представлен во Вьетнаме как Тхеравадой, так и Махаяной, с большим перевесом в пользу последней. Две крупнейшие школы по числу последователей – Школа чистой земли (Тиндо) и национальная форма дзен-буддизма – Тьен.
Буддизм попал во Вьемнам во II в. н.э. из Индии и Китая (в период китайского господства). В отличие от Кореи, во Вьетнаме конфуцианство и буддизм сосуществовали мирно, однако и тут буддизм в основном контролировал сельские области страны. В связи с этим у вьетнамцев даже есть пословица – «Король владеет землей, а буддизм – деревней». Для простых крестьян деревенский буддийский храм до сих пор остается средоточием культурной жизни.
Однако и в городах присутствие буддизма становится ощутимее. В центре Ханоя расположена главная буддийская пагода Кван Су, которая является штаб-квартирой вьетнамского буддизма. В стране действуют три буддийских университета и Национальный буддийский институт. Власти социалистического Вьетнама неоднократно пытались объединить все буддийские течения страны в одну организацию под лозунгом «Религия-Нация-Социализм».
В 1981 году правительство учредило так называемую Национальную Буддийскую Церковь. Однако эти попытки унификации буддийского разнообразия обернулись провалом. Сегодня множество буддийских организаций неподконтрольны главной буддийской администрации и сопротивляются попыткам правительства установить контроль над их деятельностью. До вмешательства государства буддийские общины Вьетнама отличались отсутствием иерархичности и слабостью институциональных структур.
Межрелигиозные конфликты
Отношение между буддизмом и католическим христианством обострились в период Вьетнамской войны. Марионеточный правитель Южного Вьетнама Нго Динь Зьем, исповедовавший католичество, развязал репрессии в отношении буддистов. Насильственные обращения в христианство и расстрелы мирных манифестаций буддистов привели к волне протестов буддистов.
Самым ярким эпизодом стало самосожжение монаха Тхить Куанг Дыка в 1963 году в знак протеста против религиозной дискриминации буддистов во Вьетнаме. Оставшееся нетронутым огнем сердце Тхить Куанг Дыка стало одной из главных реликвий буддистов Вьетнама. Фотография объятого пламенем монаха повергла в шок весь мир и стала символом борьбы буддистов за религиозные права. Волна последовавших затем буддийских самосожжений стала одной из причин начала активной фазы Вьетнамской войны.
После окончания войны в 1975 году во Вьетнаме начался буддийский ренессанс и упадок христианства. Несмотря на то, что вьетнамские католики были активными участниками антивоенного и антиамериканского движений, после победы коммунистов им пришлось испытать репрессии. Новые власти распустили епархии, многие члены общины католиков были арестованы. Однако с 1990 года правительство смягчило политику в отношении христиан. Но до сих пор вьетнамские христиане сообщают о многочисленных случаях дискриминации со стороны правительства как в отношении католиков, так и протестантов.
Синкретические религии Вьетнама
Как и в Корее, религиозное разнообразие во Вьетнаме привело к возникновению эндемических религий, в которых комбинируются взгляды различных конфессий. Учение каодай возникло в 1920 году, когда перед его основателем Нго Ван Тьеу возникло верховное божество мира и открыло перед ним истину.
Истина, с точки зрения каодай, сокрыта во всех мировых религиях, но именно в каодай изложена в самом полном виде. Последователи этой религии одинаково почитают и Будду, и Лао-цзы, и Христа, и Мухаммеда. Они обожествляют также и некоторых выдающихся людей планетарного масштаба, в числе которых Виктор Гюго, Сунь Ятсен, Ленин и Лев Толстой.
Каодайцы проводят спиритические сеансы, во время которых пытаются войти в контакт с духами умерших людей. У этой странной религии огромное число последователей, особенно в среде вьетнамцев, живущих за пределами своей страны. Несмотря на декларируемую глобальность, эта религия закрыта для иностранцев.
Хоахао – реформистское течение буддизма. Его последователи призывают возвратиться к первоначальному буддизму и аскетической простоте Будды Шакьямуни. В то же время на воззрения хоахао влияют положения конфуцианства и даосизма. Возникшее в 40-х годах прошлого века движение хоахао сразу же заняло активную политическую позицию в стране. Последователи этой религии сформировали мощные военные подразделения и принимали участие в боевых действиях во время Вьетнамской войны. При общей антикоммунистической направленности последователи этого религиозного течения в разное время занимали и антиамериканские позиции.
Правительство СРВ старается установить жесткий контроль над деятельностью новых религий Вьетнама, однако их разветвленная система и слабая централизация делает эти религии неуязвимыми. Несмотря на официальную идеологию атеизма, современный Вьетнам является очень религиозной страной. Колониальное наследие определило сложную конфессиональную конфигурацию в этой на первый взгляд буддийской стране. Однако в этом Вьетнам не одинок: религиозное многообразие уже давно стало визитной карточкой Дальнего Востока.