Другой Кармапа: история борьбы за черную корону Часть I
За годы, прошедшие с начала конфликта, они уже стали взрослыми людьми и не раз изъявляли желание встретиться друг с другом.
Расколотая традиция
Одна из крупнейших и самых влиятельных традиций тибетского буддизма, имеющая огромное количество последователей по всему миру, уже четверть века остается расколотой на две части. Все это время ее последователям не удается достичь примирения по вопросу о том, кто является истинным перерождением главы этой самой традиции.
Пути разрешения этого конфликта пока неясны. Однако существует надежда, что выход из этого тупика найдут сами претенденты на титул кармапы –Ургьен Тринле, о котором я уже рассказывал в одной из своих статей, и Тринле Тае.
За годы, прошедшие с начала конфликта, они уже стали взрослыми людьми и не раз изъявляли желание встретиться друг с другом. Возможно, что эта встреча, наконец, объединит расколотую традицию. Альтернативой этому сценарию может стать дальнейшее сосуществование двух кармап, каждый из которых позиционирует себя как единственного претендента на титул главы традиции.
Черная шапка и Красная шапка
В традиции карма-кагью есть легенда о том, что второй кармапа Карма-Бакши в XIII веке сделал следующее предсказание: «…в будущем кармапы будут являться в мир в двух физических телах». Что он имел в виду, стало ясно после того, как третий кармапа вручил своему ближайшему ученику красную шапку (шамар по-тибетски) и объявил его вторым иерархом традиции - шамарпой.
Впоследствии шамарпы, как правило, играли решающую роль в опознании перерожденцев кармапы. Однако в случаях, когда шамарпа был не в состоянии сделать это, решение принимали другие учителя традиции, главным образом Тай Ситу, который считается третьим иерархом традиции. За всю историю карма-кагью такое случалось несколько раз, как правило, когда кармапы и шамарпы умирали и рождались почти одновременно.
Ссора иерархов
После смерти Кармапы XVI в 1981 году Шамар-ринпоче, Тай Ситу-ринпоче и еще два авторитетных ламы карма-кагью собрались, чтобы совместно решить вопрос о поисках нового перерождения кармапы.
Сначала ничего не предвещало беды, но вскоре что-то пошло не так. Основная линия раскола прошла между Шамар-ринпоче и Тай Ситу-ринпоче. Оба иерарха утверждали, что Кармапа XVI дал каждому из них подробные инструкции о новом перерождении.
Несмотря на то, что Тай Ситу убедил в своей правоте других лидеров традиции и даже самого Далай-ламу, Шамарпа отказался признать кандидата Тай Ситу. Вместо этого он обратил внимание на мальчика, родившегося в Лхасе два года спустя после ухода Кармапы Ранджунг Дордже.
По уверениям свидетелей, этот мальчик заявил родителям, что он кармапа, сразу после того, как научился говорить. Это является одним из верных признаков истинного перерождения кармапы. Он как бы находит себя сам.
Двоецарствие
Лхасский мальчик бежал со своей семьей в Индию через Непал в марте 1994 года, на 5 лет раньше своего соперника. В этом же году Шамарпа провел церемонию его интронизации в Нью-Дели. Кармапа из Лхасы получил имя Тринле Тае Дордже. Кроме Шамарпы, истинное перерождение кармапы в нем признали и некоторые другие учителя традиции, а также активный последователь карма-кагью на Западе датчанин Оле Нидал.
Оле Нидал
Однако главные иерархи традиции, а также главы гелукпы, сакьяпы и ньингмапы, Далай-лама XIV, Сакья Тридзин и Миндролинг Ринпоче, признали кармапой Ургьен Тринлея. Вслед за своими лидерами то же самое сделало и большинство тибетцев диаспоры. Некоторые ламы заняли нейтральную позицию, призывая признать обоих кандидатов.
С обеих сторон посыпались обвинения в мошенничестве и нечистоплотности. Так, Шамарпа и его сторонники обвинили Тай Ситу в подделке завещания Кармапы XVI и сотрудничестве с властями КНР. Противоположная сторона также не осталась в долгу, заклеймив Шамарпу как авантюриста и обманщика.
Досталось и Далай-ламе, которого Шамарпа лично призвал не вмешиваться во внутреннее дело традиции карма-кагью. Отповедь Шамарпы была похожа на угрозу: «…моя последняя просьба к администрации Далай-ламы заключается в том, чтобы они не вмешивали имя Его Святейшества в этот сложный вопрос… с уважением к нашей линии это наше внутреннее дело, дело носителей традиции, решать такие вопросы… а вы должны быть осторожны в своих действиях!» Эта перепалка знаменовала высшую точку кризиса в деле двух кармап.
В сюжете: кармапаКармапа Тринлей