Вместо Илюмжинова возрождать буддизм на Алтае поедет Хамбо Лама Дамба Аюшеев
Почему калмыкам так и не удалось возвести копию «Золотой обители Будды Шакьямуни» на территории бывшей Джунгарии? Комментарии алтайских буддистов – специально для АРД.
Как на днях сообщили «Новости Алтая», по приглашению религиозной организации буддистов "Ак-Буркан" города Горно-Алтайска с 4 по 10 сентября ожидается первый официальный визит Главы буддистов России Пандито Хамбо-Ламы Дамбы Аюшеева в Республику Алтай.
Также в сообщении говорится, что буддийский иерарх примет участие в церемонии закладки первого камня будущего буддийского храма в Майминском районе. Будут проведены обширные встречи с мирянами-членами организации буддистов "Ак-Буркан" в районах республики.
Судя по всему, строительству буддийских сооружений на Алтае большое значение придают представители общин именно монголоязычных республик. К примеру, АРД выяснил, что глава российской Сангхи (чья резиденция, как известно, расположена в Бурятии) – не первый из обличенных властью представителей буддистов России проявил интерес в последние годы к строительству буддийских храмов на Алтае.
Кирсан Илюмжинов в куре «Ак-Бурхан» во время своего визита в Горно-Алтайск в 2009 году.
Отметим, что в Горно-Алтайске есть буддийский храм, который в июле 2009 года посетил Кирсан Илюмжинов, тогда ещё глава Калмыкии. Он высказал намерение от лица буддистов Калмыкии помочь горно-алтайским последователям Будды построить в столице Республики Алтай дацан – буддийский монастырь.
По задумке калмыцкой делегации, этот дацан должен был стать уменьшенной копией самого крупного буддийского храма в Европе «Золотая обитель Будды Шакьямуни», который был возведен в Элисте в 2006 году.
Однако, вероятно, в связи со сменой руководства республики Калмыкия, этот дацан так и не был построен, хотя вопрос о финансировании его строительства поднимался и в 2012 году. Именно тогда впервые прозвучала информация и о намерении главы буддистов России, Хамбо-Ламы Дамбы Аюшеева, поддержать этот проект.
Почему калмыки не смогли построить свой храм на Алтае?
Данный вопрос в том же году обсуждался с главой Республики Алтай Александром Бердниковым и мэром Горно-Алтайска Виктором Облогиным. Оба руководителя выразили свое принципиальное согласие для решения этого вопроса. Однако вопрос с земельным участком и с источниками финансирования решен не был, а потому возможные сроки строительства дацана остались неопределенными, сообщал в 2012 году altapress.ru.
Храм – копия калмыцкой «Золотая обители Будды Шакьямуни» так и остался в планах буддистов Алтая. Однако, как выяснил АРД, горно-алтайская буддийская община «Ак-Буркан» до сих пор помнит «обещание» Кирсана Илюмжинова, надеясь, в какой-то мере, и на этническую близость алтайцев к калмыкам.
По запросу АРД редакция «Новостей Алтая» обратилась за уточнениями к представителям общины «Ак-Буркан». Они рассказали нам некоторые подробности о возможном строительстве калмыками буддийского монастыря на Алтае. Вот какая информация последовала.
Храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни» в Элисте.
Визит калмыцкой делегации в Республику Алтай в 2009 году был связан с празднованием 400-летия вхождения калмыков в состав России. Была совершена юбилейная экспедиция по тропе предков – именно 400 лет назад, выйдя из Монголии через Алтай, калмыки ушли в низовья Волги.
Делегация из Калмыкии во время дней культуры Калмыкии в Республике Алтай посетила и небольшой буддийский дуган в столице региона. Там зародилась идея строительства маленькой копии элистинского “Золотого храма” - Алтын суме.
Об этом во всеуслышание Кирсан Илюмжинов заявил в правительстве Республики Алтай и на торжественном вечере дней культуры Калмыкии на Алтае в национальном театре.
После визита Главы Калмыкии в Республику Алтай представители буддийской организации "Ак-Буркан" совершили поездку по приглашению Илюмжинова в Элисту. Велись переговоры о строительстве храма в г. Горно-Алтайске. Однако с тех пор произошло много событий, и совместный проект не был реализован.
Ойроты – ойраты
Сегодняшние алтайцы до 1948 года именовались ойротами, автономная область - Ойротской, ее столица – Ойрот-Тура. Переименование области связано с историей депортации калмыков в 1943 году. Многие калмыки хотели пережить годы лишений у своих родственников на Алтае, но НКВД не допустило этого. Границы переселения ограничились территорией соседнего Алтайского края.
“И, спустя столько лет, на Алтае мечтали совместно с Кирсаном Илюмжиновым построить Буддийский храм нашей Памяти – в честь былого величия Джунгарии, в память предков и депортированных в Сибирь калмыков”, – говорят в “Ак-Буркан”.
До вхождения в состав России ойроты – алтайцы были подданными Джунгарского государства. Население Алтая с гибелью Джунгарии приняло основной удар маньчжурского, цинского вторжения, и в борьбе за независимость погибло около миллиона человек. Поэтому оставшимися было принято российское подданство.
Илюмжинову запретила строить Администрация Президента?
Есть еще одна, недоказанная, версия приостановления совместного проекта - это межсубъектные отношения. Про это можно говорить в контексте, что существует мнение в обществе, но не в качестве официальной позиции общины.
Сопровождал главу Калмыкии в храм в 2009 году спикер Госсобрания Республики Алтай Иван Белеков.
Глава Республики Алтай в администрации Президента РФ якобы выразил общее мнение руководства региона насчет строительства буддийского храма в столице Республики Алтай, связав это с тем, что глава одного субъекта вмешивается во внутренние дела другого субъекта.
В администрации Президента РФ Кирсану Илюмжинову якобы было сделано замечание. По мнению некоторых жителей региона, это послужило причиной приостановления проекта. По крайней мере, это последняя версия.
Однако представители общины «Ак-Буркан» относятся к этому спокойно, по-буддийски.
Значит, карма наша еще не созрела, говорят… Надеются, что Кирсан Николаевич все же поможет в будущем построить храм в честь общих предков.
Впервые после вхождения в состав России
Теперь же в Горно-Алтайск из Бурятии с высоким визитом отправится и сам глава буддистов России. Как отмечают в алтайской общине, визит Пандито Хамбо-Ламы Д.Аюшеева – это пастырский визит Главы традиционной Сангхи России. Организация "Ак-Буркан" входит в Сангху.
Стоит отметить, что в России буддизм исповедуют в Бурятии, Калмыкии, Туве, Республике Алтай. Большое количество буддийских общин действует и в крупных мегаполисах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и других городах
«В Бурятии, в Агинской Буддийской академии в институте "Дашичойнхорлинг" проходили обучение современные алтайские ламы. Выпускник Иволги, этнический алтаец сегодня обучается в Гомане», – рассказали в алтайской общине.
Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев – глава Буддийской Традиционной Сангхи России. Фото sangharussia.ru
Однако иерарх от имени всей российской Сангхи едет в Алтай заложить первый камень в основание совсем другого буддийского храма, к «Золотой обители Шакьямуни» он отношения не имеет.
О совместном строительстве буддийского храма в Майминском районе на Алтае велись долгие переговоры с руководством Сангхи. И вот начались первые шаги возрождения буддизма на территории бывшей Джунгарии (или Русского Алтая, поскольку существует Алтай монгольский, китайский, казахстанский – все пределы владений Ойрот-ханов), сообщают в «Ак-Буркан».
Также стоит отметить, что визит Пандито Хамбо-Ламы Дамбы Аюшеева – это первый визит иерарха буддизма на Алтай после 259 лет вхождения алтайцев в состав России.
Дамба Аюшеев является также членом Совета по межконфессиональным отношениям при Президенте РФ и членом Общественной палаты России.
В программе его визита намечены встречи с Главой Республики Алтай Александром Бердниковым и Председателем Государственного Собрания – Эл Курултай РА Иваном Белековым.
Добавим, что в Горном Алтае, кроме "Ак-Буркана", созданы такие буддийские общины, как Лотосовая Сутра в Онгудайском районе, община традиции Карма-Кагью в Чемальском районе и община "Очыр" традиции Гелукпа в Усть-Канском районе.