Обитель Будды Шакьямуни в Элисте
Крупнейший буддийский храм в России и Европе «Золотая обитель Будды Шакьямуни» был торжественно открыт в столице Республики Калмыкия 27 декабря 2005 года
Ранее, в конце ноября 2004 года, в ходе своего визита в республику Его Святейшество Далай-лама XIV освятил место строительства будущего храма в самом центре столицы Калмыкии. А в начале марта 2005 года в Дхарамсале возглавлявший в то время республику Кирсан Илюмжинов и верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче представили Его Святейшеству эскизный проект нового хурула, который утвердил его с рекомендациями и благопожеланиями.
Через год Его Святейшество Далай-лама дал имя хурульному комплексу – «Золотая обитель Будды Шакьямуни» («Бурхн Багшин Алтн Сюме»). Хурул был построен в рекордно короткие сроки – всего за девять месяцев. В его строительстве было задействовано 52 организации, а непосредственно на строительной площадке работало более тысячи человек.
Возведение «Золотой обители Будды Шакьямуни» без преувеличения можно назвать всенародной стройкой. Жители всех районов Калмыкии, вне зависимости от религиозной принадлежности и убеждений, совершали пожертвования на возведение святыни; музыканты давали благотворительные концерты, глава республики Кирсан Илюмжинов внес на его строительство личные средства, а также привлек средства различных фондов.
Территория комплекса
Современный архитектурный стиль с традиционными элементами культовой символики стал основой храмового сооружения. Территория хурула обнесена ажурной оградой с навершием из 108 субурганов – знаком 108 Будд. Ворота расположены по четырем сторонам света как символы четырех стихий: Земли, Огня, Воды и Ветра. По обеим сторонам ворот находится чудесный камень исполнения желаний, дарующий богатство – «чинтамани».
Вокруг храма по совету Его Святейшества Далай-ламы XIV установлены статуи 17 пандитам – великим Учителям Наланды, некогда являвшегося самым большим буддийским университетом, основанным во 2-ом веке до нашей эры.
По четырем углам комплекса расположены пагоды с большими молитвенными барабанами – «кюрде», в которые по традиции заложены плотно свернутые свитки с мантрами Авалокитешвары – Будды Безграничного Сострадания – «Ом мани падме хум». Одно вращение барабана с чистыми помыслами и верой равносильно прочтению вслух помещенных в него миллионов мантр.
Главными декоративными украшениями фасада явились 8 символов буддийского учения: колесо Учения, золотые рыбы – символ духовного освобождения, лотос – символ чистоты, сосуд – символ скрытых знаний, зонт – символ защиты дхармы, штандарт – символ победы над невежеством и смертью, раковина – как символ распространения Учения во все стороны, бесконечный узел счастья – геометрическая фигура, символизирующая переменчивый характер бытия.
Над входным порталом традиционная скульптурная группа, изображающая колесо Учения и двух ланей в память о двух газелях, которые первыми вышли из леса и стали слушать первую проповедь Будды, а восемь спиц колеса – это Восьмеричный путь к просветлению.
На главной площади хурульного комплекса по оси южного входа установлена статуя Белого старца – Цаган Авы (сансарического божества). Лестница, ведущая к парадному входу храма, украшена каскадными фонтанами с семью чашами. На верхней панели фонтана установлена скульптура Куберы – Бога богатства. На западной и восточной сторонах храма лестницы с фонтанами меньшего размера и изображениями дакинь.
На верхней площадке храма еще одна галерея с малыми кюрде. 108 малых кюрде расположены в общей сложности с трех сторон хурульного комплекса: с востока, запада и севера.
Общую композицию комплекса завершают цветники, орнаментальные клумбы, хурульный сад с прогулочными аллеями, ритуальные площадки для совершения священных обрядов «гал тяклгн» и «усн тяклгн».
Молельный зал
На втором уровне храмового комплекса по обеим сторонам парадных дверей установлены фигуры снежных львов – стражей Учения. Войдя в хурул, вы попадаете в фойе, далее расположен основной молельный зал.
В молельном зале основным по величине и значимости объектом является фигура Будды Шакьямуни. Высота статуи – 9 метров. Она сделана в соответствии с традиционным миропониманием 32 признаков совершенства. Будда сидит в асане (поза касания земли), в которой он призвал Землю быть свидетельницей его просветления. В левой руке патра – чаша для сбора подаяний, признак отречения от мирской жизни. Статуя Будды покрыта сусальным золотом, символом того, что тело Будды совершенно и излучает золотой свет.
На небольшой платформе в алтарной части находится трон Учителя – Его Святейшества Далай-ламы XIV. В правой части алтаря стеклянная пагода, внутри которой одежда Далай-ламы – одна из величайших реликвий буддийского мира. Монашеское одеяние даровано по просьбе калмыцкого народа в знак многовековой связи ойрат-калмыков и Далай-ламы.
Стены храма расписаны историями из жизни Будды и 16 архатов, здесь же портреты всех четырнадцати Далай-лам, божества Авалокитешвары – живым воплощением которого являются Далай-ламы, а также изображения Зеленой Тары, защитников Учения, и ритуальный орнамент с символикой и изображениями защитников.
В центре зала расположены столики (ширя) и сидения монахов для проведения служб. Впереди стоит трон Шаджин-ламы Калмыкии.
Просвещение
На цокольном этаже размещены конференц-зал, Музей истории буддизма, буддийская библиотека, а также гардероб, рассчитанный на тысячу посетителей.
Основу библиотеки «Золотой обители Будды Шакьямуни» составляет дары Его Святейшества Далай-ламы XIV: «Ганжур» – полное собрание «Слова Будды» (108 томов), и «Данжур» – комментарии на «Слово Будды», составленные великими пандитами Наланды (213 томов).
Помимо классических сочинений в библиотеке собраны труды современных буддийских философов – Его Святейшества Далай-ламы XIV, Богдо-гегяна IX, Сакья-пандиты и многих других. В библиотеке есть издания на калмыцком, монгольском, русском, английском и других языках.
Фонд библиотеки составляют книги, преподнесенные в дар книжными издательствами Элисты, Москвы, Санкт-Петербурга, мирянами. Ученым А.В. Бадмаевым библиотеке был подарен рукописный текст XVII века «Сутра золотого света» на старокалмыцком языке. Библиотека оснащена компьютерами с открытым доступом в Интернет, что существенно облегчает читателю поиск необходимой литературы.
Музей истории буддизма содержит в своей коллекции реликвии, содержащие фрагменты старинных священных текстов – «ном», одежду гелюнгов, архивные фотографии, предметы буддийского искусства XII-XIII веков. В экспозицию музея входит богатейшее собрание масок божеств буддийского пантеона. Это подарок монахов монастыря Гьюдмед.
Конференц-зал вместимостью 460 человек оборудован новейшей аппаратурой, в том числе позволяющей транслировать видеолекции посредством Интернет. Здесь проходят лекции, семинары по философии буддизма, демонстрируются фильмы по основам буддийского учения, о жизни Будды Шакьямуни, Далай-ламы и других буддийских учителей.
Место, где можно отрешиться от суетного мира
На третьем уровне находятся выставочный зал, комнаты монахов, администрации и кабинеты для индивидуального приема. С галереи открывается вид на статую Будды Шакьямуни. Колонны расписаны узорами, священными мантрами ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ на калмыцком и тибетском языках. Специально для проведения уроков медитации была написана большая танка «Путь освоения сконцентрированной безмятежности ума» (Шаматха). Звуки мантр и молитв пронизывают пространство всего храма.
По всему периметру зала расположены удобные кресла и диваны, здесь можно отрешиться от суетного мира, просто отдохнуть в одиночестве или с друзьями, побеседовать со священнослужителем о религии, философии, о чем-то другом.
Под защитой субурганов
На четвертом уровне расположен кабинет Шаджин ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. На этом уровне также можно увидеть модель мандалы, которая написана на ткани, натянутой по центру зала религиозного совета, и как бы олицетворяет собой своеобразный синтез государственной и духовной власти.
Здесь же находится открытая смотровая площадка для прогулок высоких учителей. По внешним углам установлены субурганы, в основание которых заложено оружие как символ подавления причин войны: агрессии, ненависти, нетерпения и т.д. Глава РК Кирсан Илюмжинов передал кубачинские и монгольские сабли, другое оружие с драгоценными камнями.
В субургане заключен образ Будды, символ ума Будды. Духовно подготовленный человек, созерцая субурган, может достичь полного просветления, простые миряне могут накопить огромное количество благих заслуг почитанием, подношением, поклонением.
Резиденция Далай-ламы XIV и обитель просветленных существ
На верхнем этаже храма располагается резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV. В нее входят зал для приема гостей, кабинет и личные покои Учителя, комнаты для членов его секретариата и помощников. Со времен Джунгарского ханства при помощи Гуши-хана в Тибете была установлена духовная и светская власть Далай-ламы и правительства Кашаг. С тех пор прослеживается тесная связь между Далай-ламой и ойрат-калмыцким народом.
Седьмой уровень храмового комплекса – «Бурхн Багшин Алтн Сyм» – представляет собой обитель просветленных существ, где все видимые элементы архитектуры, внутреннего интерьера служат для особого настроя верующих, создают атмосферу, способствующую созерцанию, успокоению и размышлению.
Храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни» виден из любой точки города – его высота 63 метра. Свет, отраженный от золотой крыши, являет собой символ Духовности, символ веры в прекращение страданий. С углов «парящей» крыши свисают колокольчики, благодаря которым разносится звук Дхармы по всем сторонам света.
Расписание работы Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»
9.00 – 10.30 общий молебен о благополучии всех живых существ (ежедневно)
11.30 – 16.00 индивидуальный прием (ежедневно, кроме понедельника)
14.00 – 16.00 поминальный молебен (йорял) каждую пятницу
Мацг одр – большие молебны
8 лунный день – Молебен-обращение к Зеленой Таре (Ноган Дэрк Моргул)
15 лунный день – Молебен-обращение к Будде Медицины (Манла Моргул)
29 лунный день – Молебен-обращение к защитникам Дхармы (Сякусн Моргул)
Музей «История буддизма»
С 9.00 до 17.00 (Выходной: понедельник)
Буддийская библиотека России
С 10.00 до 18.00 (Выходной: понедельник)
Центр традиционной медицины
Понедельник-пятница: с 9.30 до 14.30
Выходной: суббота, воскресенье
Киноклуб «Дхарма без границ»
Вторая и четвертая суббота каждого месяца (могут быть изменения)
16.00 (конференц-зал)
Фото: Николай Бошев, khurul.ru
В сюжете: Шакьямуниобитель БуддыБудда
Комментирование временно отключено
Обсудить материал на Facebook