«Бальжин хатан». Бурятская актриса Лариса Егорова отмечает юбилей
Писать о Ларисе Ильиничне Егоровой легко и трудно. Легко, потому что есть о чем писать. Трудно потому, что о ней столько написано.
И чтобы не повториться, многие моменты творческой деятельности цитируются из ее книги «Свободный полет на крыльях мечты», изданной в 2002 году.
— В студию бурятского драматического театра, которым руководил в то время главный режиссер Федор Семенович Сахиров, я пришла сразу после школы. Нас было трое молодых – я, Марта Зориктуева и Цыден Цырендоржиев. И мы сразу влились в репертуар театра. Так началась моя творческая жизнь. Началась ярко, как солнечный свет, с одной прекрасной роли, подходящей для меня, - роли десятиклассницы Наташи в спектакле «Звездочки южные» Н.Бурлака, И.Плахтина. Я пела, танцевала!.. Атмосфера в театре, окружавшая нас, отношения старших коллег к делу, цельность их натуры, их преданность искусству, все это помогало нам и на сцене, и в жизни. И нам всегда хотелось быть похожими на них, — рассказывает сама актриса.
Музыкальная, поющая и танцующая Лариса Егорова умело использует эти качества на сцене. В ее исполнении с увлечением поет и пляшет на колхозных вечеринках молодой агроном Сафия в спектакле «Озорная молодость» И.Абдуллина. В стихии и ритмах современной песни живет ее героиня – десятиклассница Алина в комедии А.Алексина «Мой брат играет на кларнете». Гэрэл в монгольской пьесе «Пять пальцев руки» Ч.Лодойдамбы - роль, в которой обнаружилась одаренность юной актрисы- большая естественность поведения на сцене, музыкальность.
—Он дал мне шанс – взлететь или провалиться.
В творческой биографии Ларисы Ильиничны Егоровой звездных ролей было очень много. Это Барабанщица, Толгонай, Медея, Мамаева в Островском, Софья в «Последних» М.Горького, это Агазия в «Не бросай огонь, Прометей!», это Аркадина в «Чайке» А.П.Чехова.
— В то время с 1975 по 1982 годы мы, артисты, трудились очень напряженно. Иногда я играла в неделю по шесть центральных ролей, каждый вечер. Я бесконечно благодарна народному артисту России, моему учителю Федору Семеновичу Сахирову, что он доверил мне роль Нилы Снижко, в канун 30-летия Победы. Он дал мне шанс – взлететь или провалиться. Эта роль стала для меня своеобразным актерским экзаменом на зрелость.
Из газет (о гастролях в Москве в июле 1976 года): «…Главная определяющая успеха всего спектакля актерская удача – исполнение роли Нилы Снижко заслуженной артистки Бурятской АССР Л.Егоровой…. Ее Нила мужественна и женственна, и глубоко драматична. Большую и сложную роль актриса играет на одном дыхании, заставляя зрительный зал взволнованно следить за судьбой героини. Недаром автор пьесы А.Салынский, видавший десятки постановок своей драмы в разных театрах, был искренне взволнован свежестью звучания «Барабанщицы» в Бурятском театре».
Из газеты «Ленинградская правда» (о спектакле «Материнское поле» Ч.Айтматова): «Лариса Егорова…с первого же появления взвихривает напряжение, создавая практически моноспектакль, возвышая свою героиню до символа Матери-Родины. И уже понятия Рождения, Любовь, Ненависть, Предательство, Смерть предстают здесь в виде философских категорий».
— И повсюду, мою Бальжин хатан воспринимали как национальную героиню.
—Еще одна важнейшая веха в моем творчестве – спектакль «Бальжин хатан» Доржи Эрдынеева. В этом спектакле собрался удивительно прекрасный ансамбль незаурядных мастеров сцены: Михаил Елбонов, Нина Токуренова, Доржо Сультимов, Баста Цыденов, Чимит Ринчинов. Репетировали мы вдохновенно и увлеченно. Разработка ролей велась скрупулезно, до мельчайших деталей. Мы объездили с этим спектаклем всю республику, побывали и за ее пределами. И повсюду мою Бальжин хатан воспринимали как национальную героиню.
Открыла свой театр «Дангина» в котором были поставлены «Техника любви кочевников», «Медея» Ж.Ануя, в котором актриса сыграла одну из своих любимых ролей - Медею — женщину крайностей, женщину риска. Роль, в которой, по ее признанию, «воплотила весь свой накопленный багаж актрисы. Я счастлива, что у меня есть этот багаж».
Аркадина в «Чайке» Чехова. «Очень долгие годы я, можно сказать, пробиралась к этой роли сама….Аркадина – актриса до мозга костей. Она привыкла блистать. Мы трактовали ее как знаменитую актрису, которая не терпит вторых ролей…Естественно, что-то мне было близко, а что-то приходилось вытаскивать».
Значительны ее работы последних лет: роль Эхэ в одноименном спектакле монгольского драматурга Мэндсайхан.
К бенефису Ларисы Ильиничны в 2009 году режиссер Владимир Кондратьев поставил спектакль по пьесе итальянского драматурга Эдуардо де Филиппо «Женщина, не знавшая слез». Спектакль глубокий по смыслу и в то же время с тонким юмором, спектакль о большой жертвенной любви! Сложная судьба главной героини Филумены Мартурано в исполнении Ларисы Егоровой -
красноречивое доказательство того, что актриса в превосходной творческой форме и ей по плечу любые роли.
26 июня 2013 года в театре состоялась премьера спектакля «Птицы нашей молодости» по пьесе молдавского драматурга Иона Друце в постановке заслуженного деятеля искусств России Ювеналия Калантарова (г.Москва). Старая тетушка Долгор (Л.Егорова), для которой ласточки и дым, вьющийся над ее домиком - как символ ее детства и молодости. По истечении времени, будучи в зрелом возрасте, человек осмысливает свою жизнь: перед глазами «пролетают» все важные вехи жизни: детство, юность, молодость.
Роль Долгор хээтэй несет философско-мировоззренческое направление, заставляющее думать о многом… Она трогает душу, заставляет осмысливать бренность существования.
«Блистательная игра актеров Михаила Елбонова и Ларисы Егоровой окунает нас в мир жизни героев того времени, которая очень близка нам, нашему поколению».
Справка
Лариса Егорова родилась 5 марта 1949 года. Егорова Лариса Ильинична, народная артистка РФ, лауреат премии Ленинского комсомола Бурятии, кавалер ордена Дружбы, артистка театра. Родилась в с. Шанага Бичурского района Бурятии. Окончила театральную студию при Бурятском театре драмы. Первый успех пришел к молодой актрисе в спектаклях: «Звездочки южные» Н. Бурлака, И. Плахтина (Наташа), «Ты – это я!» Л. Ленча (Липа), но настоящее признание зрителей, критиков и прессы принесла Л. Егоровой роль советской разведчицы Нилы Снижко в «Барабанщице» А. Салынского (реж. Ф.С. Сахиров). За блестящее исполнение актриса была удостоена премией Ленинского комсомола Бурятии. Затем последовали интересные и разноплановые роли: Агазия «Не бросай огонь, Прометей!», Толгонай «Материнское поле» Ч. Айтматова, Софья «Последние» М. Горького, Оливия «Двенадцатая ночь» В. Шекспира, Бальжан хатан в одноименной драме Д. Эрдынеева, Тумэн-Жаргалан «Арадай Баатоар Гэсэр хан» Н. Дамдинова и др. С приходом новых реалий времени актриса создает свой театр «Дангина». Одна из постановок театра «Медея» по пьесе Ж. Ануя – совместный проект с монгольским экспериментальным театром, где Л. Егорова играет заглавную роль Медеи, был показан на III Международном театральном фестивале монголоязычных народов в г. Улан-Батор. Последней по времени и одной из значительных работ в творческой биографии актрисы является роль Аркадиной в «Чайке» А. Чехова (реж. Ц. Бальжанов). Ее Аркадина была особо отмечена ведущими московскими театроведами И.Г. Мягковой и О.И. Галахавой. За вклад в развитие современного театрального искусства и общественную деятельность Л.И. Егорова удостоена высокой правительственной награды – орденом Дружбы.
Комментирование временно отключено
Обсудить материал на Facebook