«Боевые буряты» в Украине. С надеждой на окончание...
Осень 2015 года дала сразу несколько поводов вспомнить о «боевых бурятах», здесь и энергетическая блокада Крыма, и фотография предположительно успешно проходящего лечение танкиста Доржи Батомункуева. Впрочем, обо всем по порядку.
Завершающая статья “Боевые буряты” в степях Украины”. Часть 1, часть 2.
После Минска-2
Ожидаемо, что после окончания боев на Дебальцевском плацдарме и в районе Широкино, после наступления перемирия, блоги, средства массовой информации, популярные персоны и группы в социальных сетях постепенно принялись за анализ зимних баталий. Интересной особенностью публикаций серьезных авторов стало достаточно осторожное отношение к участию в боевых действиях бурятских солдат. С одной стороны, в украинском сегменте никто уже не сомневался в их наличии на стороне Новороссии. В то же время никто не делал упора на заметной роли бурятской батальонно-тактической группы и взвода знаменитого «народного бурята Донбасса» Вахи.
Совсем другая картина представала в публикациях российских и западных СМИ (опиравшихся на данные россиян). Именно там во всю мощь звучала уверенность в том, что без «бурятских танкистов» все сложилось бы куда как хуже. Это странно, но вспомним о том, что и ранее, еще во времена перед крымским референдумом, «бурятских солдат» в Крыму выискивали в основном отнюдь не украинцы, более того, проукраинский ИнформНапалм даже считал, что большинство «вежливых бурят» на самом деле являются представителями тувинского народа.
Тем не менее, летом и осенью украинцы провели собственные сверки данных по боям в знаменитом «горлышке дебальцевского котла» под н.п. Логвиново, частично подтвердив известный по «Новой газете» рассказ Доржи Батомункуева. Позже на сайте LostArmour.info на котором собираются и идентифицируются фото- и видеодокументы об уничтоженной военной технике в Украине, набралось достаточное количество свидетельств для иллюстрации накала боев под тем же Логвиново.
Некоторые фотографии уничтоженной тяжелой бронетехники, считающейся украинскими потерями, поступили только в последние месяцы. На данный момент известно три потерянных танка, сочтенных принадлежавшими ВСУ (Т-64БВ) на момент гибели и семь танков их противников, включая два танка Т-72Б, один из которых имел след от тактического знака «белый квадрат» (или «белый квадратный контур»). Два последних танка украинскими и отчасти российскими экспертами и любителями военной истории сейчас называются «бурятскими», хотя, строго говоря, подобный же тактический знак имела и т. н. «горловская бригада» ДНР.
Тем не менее, так уж повелось, что чаще всего два Т-72Б «идентифицируются» как танк самого Доржи Батомункуева и упоминавшегося им командира по имени Спартак. Остальные танки более или менее уверенно сопоставляются с танками ДНР, причем в ряде случаев известны подробности боя, в котором они были потеряны. При всем том, надо учитывать, что, поскольку территория осталась за ДНР/ЛНР, они имели возможность эвакуировать часть своей подбитой техники.
Сегодня уже можно оценить яростные схватки за контроль над дорогой, проходящей через Логвиново. С учетом же рассказов россиян в российских и западных СМИ складывается ощущение, что этот пункт не просто мог быть отбит украинцами, но фактически некоторое время находился почти в окружении ВСУ. Само состояние и размер гарнизона украинского опорного пункта в Логвиново говорит о том, что полководцы ВСУ не особенно боялись временной потери контроля над этим местом, рассчитывая на артиллерию и танковый резерв для контратаки.
Вероятно, предполагалось быстро отбить этот пункт, причем так, чтобы нанести серьезные потери противнику. Никто, видимо, не ожидал, что на горизонте появятся «бурятские танкисты».
Довольно долго украинская общественность не получала информации о каких-либо бурятских танкистах в этом районе, причем, упомянутый Батомункуевым бой у Логвиново 19 февраля, в котором его танк был подбит, поначалу считался развитием наступления формирований ДНР (в основном «горловского гарнизона») с приданными десятью танками.
Бой, напомним, происходил уже в момент окончательного вывода украинских войск с плацдарма. Потому-то можно предполагать, что не случись каких-либо экстраординарных событий, типа попадания в плен бурятского экипажа, в украинские СМИ могли и не просочиться подтвержденные фото- и видеоматериалами сведения о бурятской батальонно-тактической группе. Почти все имеющиеся на сегодняшний день материалы поступили не от украинской стороны, а от россиян, либо от западных корреспондентов, работавших в этом районе. (Исключением является видео прохода колонны бронетехники в н.п. у дебальцевского плацдарма.)
В этой связи несколько тускнеют конспирологические теории о том, почему именно буряты были брошены в бои под Логвиново, а несколькими днями позже — на разгром выходящей из Дебальцево колонны ВСУ (именно в этот момент Украина понесла наибольшие разовые потери во всей битве).
Почему буряты?
В социальных сетях на протяжении зимы-весны 2015 года периодически задавались вопросом, почему именно «бурятских танкистов погнали в Дебальцевскую битву»? Звучавшие версии расходились широким веером обывательской фантазии, заставляя проникнуться уважением к способности военных ведомств хранить свои секреты, или — что будет точнее — скрывать ход мыслей, приведших к идее «нового монгольского нашествия на Киев».
Сразу подчеркнем, что в данных рассуждениях нами ни разу не был замечен ни один военный эксперт или просто серьезный журналист/публицист, специализирующийся на теме. Вопросом задавались простые граждане России и Украины, далекие от генеральных штабов и даже обычных воинских частей. Мы сами также бесконечно далеки от всего этого, поэтому ответов на вопрос не даем, предлагая просто вспомнить перечень (наверняка, не самый полный) высказанных людьми версий.
Мужская (и молодая) часть бурятской аудитории изредка склонна усматривать в этой идее отзвук того факта, что именно бурятские экипажи в ВС РФ стали лучшими в танковом биатлоне. Где-то рядом обычно пробегает старая шутка начала 90-х о том, что «танковые войска и Тихоокеанский флот — старинная бурятская традиция». Иногда среди бурят мелькает версия о том, что «нашего брата гонят на войну», потому что в других частях слишком много отказов. Эта мысль также посетила и журналистов украинского телевидения, которое летом 2015 даже не поленилось смонтировать небольшой фильм о бурятах на украинской войне.
Правда, основной посыл, продвигавшийся украинскими телевизионщиками был скорректирован в сторону «буряты — народ из нищего региона, замучены кредитами, поэтому безотказно идут, куда им скажут».
Наконец, буряты же (из женской половины сетевой аудитории) высказали любопытную версию о том, что «танкисты из 5-й ОТБр» были засвечены под Дебальцево не по недомыслию командования, а намеренно. Тут предполагается существование очередного «хитрого плана», на сей раз — по проверке украинского общества на расизм. Вкратце суть версии сводится к тому, что некие пропагандисты, близкие к центрам принятия решений, обнаружили повышенное возбуждение украинских соцсетей на мемы типа «ордынцы идут!» и подобные (дело датируется ~ноябрем 2014). Якобы это возбуждение привело к идее подпитать фобии в украинском сегменте новыми партиями бурят, на сей раз почти не скрывающими своей национальности. В свою очередь, фобия могла бы перетечь в настоящую расистскую истерию, каковой можно было бы убедительно иллюстрировать «особенности общества времен правления киевской хунты».
Как пример осуществления «хитрого плана», с декабря-января в Youtube начала восходить звезда Вахи, что, кстати, действительно является маленьким феноменом пиар-составляющей этой войны.
Теория потрясает сложностью конструкции, хотя в определенной логике ей не откажешь. Правда, если феномен популярности Вахи хорошо ложится в ее русло, то танкисты в Дебальцевской битве стыкуются к ней как-то не просто. Не видно никаких намеренных «засветок» со стороны военного ведомства, хотя очень многие наблюдатели были озадачены тем, как быстро и почти одновременно в разных сми появились материалы о «бурятских танкистах». Помимо двух крупных российских изданий («КоммерсантЪ» и «Новая газета») почти одновременно бурятам уделили внимание французское AFP, британская BBC, британский же сайт Bell¿ngcat, специализирующийся на расследованиях военных событий, и — несколько позже — американский VICE, снявший целый фильм об украинском походе бурятского солдата Бато Дамбаева.
Как бы то ни было, очень непросто найти в себе силы, чтобы бросить упрек европейцам и американцам в работе на гипотетических околокремлевских пропагандистов. Все перечисленные российские и западные СМИ опирались каждый на свои собственные источники. При этом даже среди самых ярых сторонников Новороссии до сих пор «вызывает подозрение» публикация в «Новой». Ее не только ругают, в ней одно время видели скрытый подтекст - «мы перестали скрывать своих героев, и это хорошо для Новороссии». Опять же, если вглядеться в информацию в сми, предшествовавшую интервью в «Новой», можно понять, что корреспондент этого издания, как говорится, имела все козыри на руках.
Телевидение 24 февраля показало И. Кобзона в палате с Батомункуевым, региональное агентство Забмедиа 27 числа опубликовало заметку о том, что мать раненного танкиста отправляется в Донецк к сыну. Оставалось просто приехать в известный госпиталь к известному солдату. Ничего особенно таинственного.
Украинские же пользователи поначалу не строили слишком увлекательных конструкций и чаще всего связывали «бурятские орды» на границе или в Донбассе с наступлением зимних холодов. Так было до Дебальцевской битвы. После нее в украинском сегменте Интернета произошел достаточно заметный крен — о бурятских солдатах пользователи соцсетей перестали писать с сарказмом или с юмором, появилась просто ненависть, обозначилась тенденция видеть бурят вообще везде и всюду, включая самые неожиданные места.
В общем случилось то, что, наверное, практически всегда происходит в любой впервые воюющей стране. В гораздо меньшей степени, но подобный процесс прокатился и за пределами русскоязычного сегмента. Менее чем за один год с крымских событий буряты как персонаж сетевого дискурса сдвинулись с полушуточных strong buryats до совершенно несмешных buryat tankmen.
Буряты нарасхват
За лето-осень 2015 года упоминания о «боевых бурятах» помимо нашумевшего иркутского ролика в основном звучали в украинском сегменте. Причем территориальный разброс увеличился от Широкино до Луганска. В июле много говорили о якобы имевшей место вылазке бойцов запрещенного в РФ вооруженного формирования «Азов» под Широкино (мариупольское направление), где «азовцы», формально не нарушая запрет на открытие огня, будто бы ножами «сняли» 12 бурятских бойцов. В эту байку не особо поверили сами украинцы.
Зато известие о том, что в Луганской области среди девушек приобрели популярность бурятские солдаты, нашло широкий отклик не только в социальных сетях. Целый ряд сайтов писал о том, что «экзотические буряты нарасхват» среди луганских невест. Писали о настоящем «свадебном буме» и ускоренном порядке рассмотрения таких заявлений в местных ЗАГСах. О том, что бурят стало много, сообщалось и из Донецка.
В начале осени (т. е. более года спустя после иловайских боев) на украинских сайтах всплыли воспоминания Влада, бойца «Днепр 1», бывшего футбольного «Ультрас», который внезапно рассказал новые «подробности» о выходе из иловайского котла. Если широко известные воспоминания бойца того же батальона, опубликованные годом ранее, рассказывали о встрече со взводом солдат азиатской внешности в том смысле, что посмотрели и без выстрелов поехали дальше, то теперь бывший «ультрас» живописует расстрел этих азиатов в упор, «с десяти метров».
Справедливости ради, «днепровец» Влад не утверждает, что видел «кишки на деревьях» своими глазами, но в отличие от сослуживца уже не сомневается в бурятской национальности встреченных противников. Напомним, что впервые мем «боевые буряты» появился в российском сегменте как реакция на рассказ Вадима, бойца «Днепр 1», опубликованный в начале осени 2014 года.
Как видим, за год в солдатских рассказах про войну и в сознании редакторов произошли сильные сдвиги. Обществу уже требуется сюжет о наказании бурят, целый год пугавших обывателя. Не удивительно, что сайт, публикующий длиннющие воспоминания, из всего текста выбирает именно короткий фрагмент о расстрелянных бурятах в качестве заголовка. Журналист, с промежутком в один год записавший рассказы двух бойцов, один и тот же.
Под осень относительно бурят на мариупольском направлении вынужден был высказаться и Первый вице-спикер Верховной Рады Украины Андрей Парубий, нашедший у Путина особую логику в отправке на войну национальных меньшинств. Несколько ранее упоминал бурят и президент Украины Петр Порошенко, призвавший мировое сообщество «определить и отправить домой бурятов, тунгусов и псковских десантников».
Как только началась энергетическая блокада Крыма отдельные завсегдатаи соцсетей оперативно протрубили об ордах бурятских танкистов, двинутых с юга к Перекопу. Вездесущий медиа-обозреватель А. Шарий на своем канале в Youtube не преминул похихикать по поводу гастролей Бурятского театра оперы и балета в Донецке. Между прочим, судя по его ролику, донецкая публика на ура приняла гопак в исполнении бурятских артистов, хотя танец этот чисто украинский. Наконец, активисты сайта ИнформНапалм опубликовали фотографию предположительно танкиста Доржи Батомункуева, успешно проходящего лечение, это расследование быстро было перепечатано бурятской прессой.
За год «буряты в Украине» превратились в какой-то самодостаточный и живущий своей жизнью фольклорно-медийный феномен. Пройдет, наверное, не мало времени, прежде чем сюжеты о «боевых бурятах» перестанут возникать сами по себе, как ответ на общественный спрос. После ряда серьезных и интересных публикаций Интернет оказался забит информационным шумом, в котором стало крайне трудно выявить что-то реальное. Какие-то сиюминутные сенсации накладываются на туманные фобии из далекого и недавнего прошлого, сообща порождая странноватые сюжеты и образы.
В украинском сегменте недолгое время после крымских событий была популярна тема о противостоянии украинского славянства российской «финно-угорщине», однако не получив подпитки из текущей новостной ленты, она быстро сошло на нет. Другое дело вышло с «боевыми бурятами». Здесь в тлеющие угли постоянно подливался керосин. Причем впрыск горючего производился с самых разных сторон, включая (внезапно!) Иркутск, где был снят ролик «Боевые буряты Путина обращаются к испуганным украинцам».
Мы не расставляем оценок в наших обзорах сетевой и медийной активности, но данное видео произвело кажется не тот эффект, на который рассчитывали произносившие слова на камеру студенты. Многим бурятам просто стыдно было на это смотреть, украинцы обхохотались, российская публика частью посочувствовала ребятишкам, снявшимся в ролике, частью сделала вид, что не заметила его, настолько это жалко выглядело. Единственное чего удалось этим роликом добиться, так это напомнить Украине о «боевых бурятах». Одним из результатов же стали вышеупомянутые публикации в украинском сегменте Интернета и в СМИ. Порция керосина пошла в работу. Мало кто удивился, когда в сми появилась информация о том, что «за кулисами» иркутского ролика стоит движение «Сеть», выросшее, в свою очередь, из организации «Наши».
Вопрос же, зачем всероссийскому движению понадобилось делать ролик с тинейджерами именно бурятской национальности, повис в воздухе, но, скорее всего, спустя какое-то время он снова встанет на повестку дня.
Комментирование временно отключено
Обсудить материал на Facebook