СКР: Мэр журналистов не бил, они его тоже
Глава Следственного управления СКР по Бурятии Вячеслав Сухоруков и его подчиненные, сотрудники отдела по расследованию особо важных дел, опубликовали "объективную картину" нашумевшей драки в мэрии Улан-Удэ.
Сегодня на сайте СУ СКР по Бурятии разместили материалы процессуальной проверки по заявлениям участников драки с обеих сторон - корреспондента телеканала "Россия-24" Артема Кола (о "воспрепятствовании журналистской деятельности" и о "нанесении побоев") и мэра Улан-Удэ Александра Голкова и его секретаря (о "применении насилия").
И хотя обе стороны пожаловались следователям на то, что их избили (применили насилие), сотрудники Следственного комитета России определили, что никто никого не бил. А знаменитый удар микрофоном по голове мэра Голкова был совершен Артемом Колом "рефлекторным движением".
Соответственно, ведомство Вячеслава Сухорукова не возбудило уголовное или административное дело ни на одну из сторон рукопашной. "Разъяснив" им на всякий случай то, что разрешить свой конфликт они могут в суде.
Также была опубликована ранее нигде не фигурировавшая запись с камеры видеонаблюдения в приемной мэра Улан-Удэ. Из-за плохого качества записи понять, что же происходило в приемной, весьма сложно. По словам следователей, это объясняется тем, что некоторые фрагменты записи в мэрии были сначала удалены с накопительного диска, но потом все же восстановлены.
на видео: восстановленная запись окончания драки в приемной мэра Улан-Удэ
"Воспрепятствования журналистской деятельности" со стороны сотрудников мэрии Улан-Удэ и самого Александра Голкова следователи СКР тоже не усмотрели. Потому якобы, что те, хотя и отобрали сначала у журналистов камеру с отснятым видеоматериалом, но затем все же отдали.
“Объективная картина”
Так "объективная картина" драки описана на сайте Следственного управления.
"Отделом по расследованию особо важных дел СУ СК России по Республике Бурятия завершена процессуальная проверка по заявлениям корреспондента ТРК “Россия 24” о воспрепятствовании журналистской деятельности и причинении ему и оператору побоев сотрудниками администрации города Улан-Удэ, а также встречным заявлениям мэра и его секретаря о применении к ним насилия со стороны корреспондента
На основании сопоставления всех пояснений участников и очевидцев конфликта, на основании анализа изъятых видеоматериалов, а также восстановленных фрагментов видеозаписи из приемной мэра, удаленной с накопительного диска, следствием установлена следующая объективная картина происшествия.
2 декабря около 14 часов корреспондент телеканала “Россия 24” вместе с оператором в рамках интервью начал задавать вопросы мэру города Улан-Удэ в его рабочем кабинете в здании местной администрации. После ответа на ряд вопросов мэр объяснил, что спешит на рабочее совещание и попытался покинуть кабинет. Однако корреспондент начал препятствовать этому и, злоупотребляя своими правами на получение информации, потребовал, чтобы чиновник немедленно ответил на все его вопросы, хотя в соответствии со статьей 40 Закона РФ “О средствах массовой информации” мог направить в администрацию нужный запрос. Поэтому на выходе из кабинета сложилась конфликтная ситуация, в связи с которой несколькими сотрудниками администрации, находившимися поблизости, в отношении корреспондента и оператора была применена физическая сила. Однако применение насилия не сопровождалось какими-либо требованиями, относящимися к вопросам распространения полученной журналистами информации. После разрешения конфликта работникам телекомпании были возвращены видеокамера с записями, которые в дальнейшем использовались в нескольких телевизионных сюжетах.
Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации… ст. 144, "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015).
Из описания вышеуказанной статьи следует, что преступным является только такое воспрепятствование журналистской деятельности, которое совершено путем принуждение к распространению либо отказу от распространения информации. Из пояснений корреспондента телеканала “Россия 24” и оператора следовало, что подобные требования к ним никто во время конфликта не предъявлял, попыток уничтожить собранные ими материалы не предпринимал. Данные обстоятельства подтверждались пояснениями других лиц и видеозаписями. Поэтому признаков указанного преступления в действиях работников администрации следствием обоснованно не усмотрено.
Помимо этого следствие пришло к выводу, что мэр не применял насилие в отношении корреспондента и оператора телеканала “Россия 24”. Насилием, в том числе преступным, не может быть расценено то физическое воздействие, к которому мэр прибегнул в дверном проеме своего кабинета, стремясь выйти наружу и отодвигая заслонившего проход корреспондента. Таким же образом - непреступным, следствие расценило эпизод, связанный с нанесением корреспондентом удара микрофоном мэру по голове. Совокупность собранных материалов, в том числе содержание видеозаписей, показывает, что соприкосновение микрофона с головой мэра произошло в тот момент, когда корреспондента схватили сотрудники администрации и попытались отстранить от прохода. Рефлекторным движением, хватаясь за плечо мэра рукой с микрофоном, корреспондент задел им голову чиновника.
Таким образом, ни в действиях мэра, ни в действиях корреспондента (по приведенному эпизоду) не усмотрено признаков преступления, предусмотренного статьей 116 УК РФ.
Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль … ст. 116, "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
Помимо этого, по результатам проверки корреспонденту и оператору направлено разъяснение о том, что они могут самостоятельно обратиться в суд с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении тех работников администрации, которые применили к ним насилие во время конфликта. Следственные органы не могут самостоятельно возбуждать такие уголовные дела, так как: уголовные дела о преступлении, предусмотренном статьей 116 частью первой, считаются уголовными делами частного обвинения и возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего путем подачи им заявления в суд… ст. 20, 147, 318 "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
Аналогичное разъяснение направлено секретарю мэра, которая таким же образом вправе обратиться в суд с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении работников телекомпании в связи с нанесением ей удара дверью по лицу и плечу", - сообщили в СУ СКР по Бурятии.
Не супер-друг
Сайт "Инфпол" сообщил в связи с этим о том, что на пресс-конференции, посвященной результатам процессуальной проверки, руководитель Следственного управления СКР по Бурятии Вячеслав Сухоруков отверг подозрения журналистов о его "дружбе с Голковым". Глава силовиков сообщил о том, что супруга мэра не является его, Сухорукова, одноклассницей, а сам он Голкову, оказывается, не "супер-друг".
- У меня с мэром Улан-Удэ абсолютно рабочие, служебные отношения. Никаких дружеских, супер-дружеских отношений нет. Ровно рабочие отношения, как и со всеми должностными лицами Республики Бурятия, - передает "Инфпол" слова Вячеслава Сухорукова.
По информации ресурса, корреспондент "России-24" Артем Кол пока с выводами процессуальной проверки по его заявлению официально не ознакомлен и "ничего комментировать не может". О том, подаст ли журналист жалобу в суд на мэра Улан-Удэ Александра Голкова, станет известно после его консультаций с юристами.
Фото: АРД
В сюжете: Улан-Удэдрака Голкова с журналистомГолковАртем КолСКРСухоруков"супер-друг"