Хеллоуин, Самайн, Святки, Дивали - что между ними общего?
С падением «железного занавеса» четверть века назад в страну хлынули всевозможные образчики западной культуры и ценностей – иногда высокой, но чаще всего не очень. Среди них и ряд праздников, популярных в Европе и Америке, но доселе неизвестных в России – таких, как день святого Валентина (14 февраля), день святого Патика (17 марта) и Хэллоуин, празднуемый в ночь с 31 октября на 1 ноября. И если первые два – «день влюбленных» и национальный ирландский праздник, достаточно безобидны, то Хэллоуин, ставший популярным как у подростков всех возрастов, так и у менеджеров и клерков, носит зловещий ореол инфернальности и демонизма. А потому служит объектом критики и попыток «запрещения» со стороны «патриотов» и прочих «православных активистов». При этом его история и традиции, как правило, неизвестны подавляющему большинству как сторонников, так и противников. Совершим же небольшой экскурс в историю.
В календарной, да и «ритуальной» основе традиций Хэллоуина лежит Самайн (англ. Samhain) — кельтский праздник окончания уборки урожая. Знаменовал собой окончание одного сельскохозяйственного года и начало следующего. Длилось празднество семь суток (по трое суток до и после самого самайна).
Что немаловажно, Самайн относился к так называемому «второму кресту» сакральных дат года («первый крест» - два солнцестояния и два равноденствия). Наряду с ним, примерно посередине между датами первого креста располагались Имболк, Бельтан и Лугнасад. Здесь стоит отметить, что Имболк, хоть и привязанный строго к 1 февраля, располагается довольно близко, а иногда и совпадает с китайским новым годом, тибетским Лосаром и бурятским Сагаалганом. Все эти праздники отмечали поначалу важные даты земледельческого цикла, но впоследствии приобрели и дополнительное, сакральное значение.
Кельтский календарь делил год на две части: тёмную, начинавшуюся в конце октября — начале ноября (месяц Самониос), и светлую. Светлая часть начиналась в марте — апреле (месяц Гиамониус). Смена частей года, как и месяцев, происходила с наступлением новолуния. Также вместе с наступлением тёмной части года, в первые три ночи самониоса, кельтами праздновался новый год. Праздник в латинской версии назывался «Три ночи самониоса». Смена тёмной и светлой частей года весной также отмечалась праздником. Впоследствии произношение изменилось соответственно правилам произношения на гэльских языках, и к началу нашей эры праздник стал называться Самайн, как и соответствующий ему месяц.
Языческий праздник отмечался и после принятия христианства населяющими Британию народами. Так, при ирландском дворе в Таре праздновался в первые три дня ноября, многолюдно и с соблюдением всех древних традиций, ещё в XII веке.
Согласно Оксфордскому словарю фольклора, Самайн был праздником одновременно для всех народов Британских островов и прочно ассоциировался со смертью и сверхъестественным. В то же время нет никаких доказательств того, что в языческие времена праздник имел какое-либо особое значение, кроме сельскохозяйственного и сезонного.
Самайн отмечался как праздник начала нового года, а также как день почитания мёртвых. В Ирландии и Шотландии его иногда называли «праздником мёртвых». Начинался праздник в ночь с 31 октября на 1 ноября, считавшимся последним днём сбора урожая.
Традиционно на Самайн делили собранный урожай, а также решали, какая часть скота переживёт зиму, а какая — нет. Последнюю часть резали, чтобы сделать запасы на зиму.
Во время празднования жгли костры. Друиды при помощи оставляемых огнём на костях убитых животных рисунков предсказывали будущее. Через костры прыгали люди или же проходили между двумя рядом стоящими высокими кострами. Данный ритуал обозначал очищение огнём. Часто между кострами также проводили скот.
В западной части Британии на Самайн до сих пор пекут хлеб в форме рогов, которыми приветствуют бога зимы. Римляне сопоставляли Самайн своему собственному празднику мертвых — Лемурии, хотя она и праздновалась 13 мая.
Традиционно считается, что восприятие Самайна как тёмного языческого праздника, связанного с мёртвыми, обязано своим появлением христианским монахам X—XI веков, писавших о нём спустя примерно два столетия после утверждения Дня всех святых и примерно через 400 лет после принятия Ирландией христианства.
В то же время уже в VIII веке День всех святых начинает постепенно замещать Самайн; благодаря взаимопроникновению гэльских традиций и католических обрядов начинают формироваться первые зачатки будущего Хэллоуина.
____________________________
Хэллоуин же (англ. Halloween, All Hallows' Eve или All Saints' Eve) — современный праздник, восходящий к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии, история которого началась на территории современных Великобритании и Северной Ирландии. Отмечается 31 октября, в канун Дня всех святых. Хеллоуин традиционно празднуется в англоязычных странах, хотя официальным выходным днём не является. С конца XX века, в ходе процесса глобализации, мода на атрибутику Хеллоуина возникла также в большинстве неанглоязычных стран Европы и в СНГ. Хеллоуин неформально отмечается в некоторых других странах, имеющих тесные культурные связи с США или Великобританией, например, в Японии, Южной Корее, Сингапуре, Австралии и Новой Зеландии, в ряде островных стран Океании.
Как и Самайн, Хеллоуин традиционно отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября. До сих пор на севере Шотландии и Ирландии принято проводить ритуалы для успокоения мёртвых и рассказывать ночью 31 октября легенды о предках.
Примерно в XVI веке сложилась традиция выпрашивания сладостей ночью 31 октября. Дети и взрослые надевали тканевые маски и ходили от одной двери к другой, требуя от хозяев угощение и мелко шаля. Обычай надевать ролевые костюмы и носить с собой «светильник Джека» появился только на рубеже XIX и XX веков, причём в обмен на деньги или еду изначально нужно было предлагать разные развлечения. Впоследствии, по причине массовой эмиграции шотландцев и ирландцев в США, Хеллоуин популяризируется и там.
Популярны костюмы персонажей классических фильмов ужасов, например, Мумии и Франкенштейна. В праздничном убранстве домов большую роль играют символы осени, например, деревенские пугала. Основными темами Хеллоуина являются смерть, зло, оккультизм и монстры. Традиционными цветами являются чёрный и оранжевый.
Главным символом праздника является так называемый Светильник Джека (англ. Jack-o'-lantern — Джек-Фонарь). Он представляет собой тыкву, на которой вырезано зловеще усмехающееся лицо; внутрь тыквы помещается зажжённая свеча. Считалось, что подобный плод, оставленный в День всех святых около дома, будет отгонять от него злых духов.
Современный вид «светильник Джека» приобрёл примерно в 1837 году, тогда же он и получил это название. К 1866 году он уже прочно ассоциировался с Хеллоуином. Впрочем, в США резная тыква ещё задолго до популяризации Хеллоуина использовалась как один из символов сбора урожая. К 1900 году её использование во время этого праздника постепенно вошло в обиход.
Хэллоуин заметно повлиял на западную массовую культуры, отразившись в музыке, литературе, кино.
Современный российский исследователь Дмитрий Громов на обширном этнографическом материале убедительно показывает, что и у славян сохранились рудименты языческих традиций во время празднования Святок, причем во многом схожие с европейскими – та же тыква со свечкой, то же выпрашивание угощений, те же «запугивания» тыквенной головой. А современные неоязычники празднуют в это время «Осенние Деды» - также день поминовения усопших.
_____________________
Согласно социологическим опросам Левада-Центра, четверо из пяти опрошенных россиян знают о празднике, но лишь один из двадцати опрошенных планирует праздновать его. Ситуация постепенно меняется, появляются магазины, продающие костюмы для Хеллоуина, а его празднование входит в расписание торговых центров и ночных клубов. Русская православная церковь негативно относится к празднику. Руководитель службы коммуникации РПЦ Георгий Завершинский называет праздник «карнавалом зла» и «религиозным фестивалем, несовместимым с русской культурой». По мнению религиоведа Ивара Максутова,
«В нашей стране Хеллоуин никогда не был карнавалом, карнавалы — как правило, довольно редкое явление в русской культуре. Таким образом, все эти переодевания, в чём-то даже театральные, не имеют культурных корней в нашей культуре. Православная церковь всегда консервативно оценивала подобные явления, а в тех случаях, когда праздник окрашен в определённый конфессиональный тон и стремится подражать иной религиозной культуре, негативная реакция вполне понятна.»
Негативное отношение к Хеллоуину поддерживается рядом чиновников, что выразилось в ряде региональных запретов празднования его в государственных учреждениях. Данная инициатива довольно быстро себя исчерпала. Одной из причин подобного называют отход от корней праздника в России, так как среди россиян всё чаще становится модным надевать во время Хеллоуина исторические или тематические костюмы, далёкие от мистической тематики.
Православные же «активисты» и борцы за “скрепы” усиленно демонизируют этот невинный, в сущности, праздник, теперь уже собираясь совсем его запретить благодаря свежепринятым поправкам из «пакета Яровой». Хотя, как видно, обычаи праздника преследовали цель охранения от нечистой силы и назойливых покойников, а не их призвание и поклонение оным. Начало же его демонизации положено самими христианскими монахами...
______________________
Можно еще добавить, что в этом году на 30 октября выпадает начало пятидневного Ди(па)вали – древнего индийского праздника огней и победы Света над Тьмой, который в современной Индии превратился в празднование Нового года. Считается, что души умерших посещают в ночь Дивали свои дома. Иногда на вторую ночь праздника приходится Каларатри — "черная ночь" господства темных сил: злых духов и ведьм. В штате Махараштра Дивали празднуют как время возвращения на царство прежнего владыки мира, праведного асуры Бали. Огни и светильники во всех формах Дивали несут прежде всего функцию отпугивания злых духов. Широко распространена ритуальная игра в кости во время Дивали, результат которой рассматривается как предсказание счастья или несчастья в предстоящем году.
(Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. М., 1996. С. 177.)
А совсем недавно – несколько недель назад – индуисты массово проводили обряды питри-тарпаны – почитания предков. Таким образом очевидно, что в разных концах планеты это время – середина осени – имеет схожие смыслы (но об этом в следующий раз).
В завершение процитирую одного мудрого человека “Если взять пустую тыкву и вставить в нее свечку, то одни обратят внимание на прорези в тыкве и решат, что это Хэллоуин, другие - на свечку и решат, что это Дивали.
Правы будут и те, и другие”
По материалам Интернет


















