Завтра исполняется 71 год первому президенту Тувы Шериг-оолу Ооржаку
Шериг-оолу Ооржак, выпускник московской сельскохозяйственной академии им.Тимирязева, прошел типичный путь советского руководителя. С 1971 по 1983 год руководил совхозом "Шекпээр", был председателем Барун-Хемчикского райкома КПСС.
С 1990 по1992 годы - председатель Совета Министров Тувинской АССР. В августе 1991 года проиграл выборы на пост председателя Верховного Совета, парламента республики Каадыр-оолу Бичелдею и личные отношения двух политиков были испорчены навсегда. Был членом КПСС до августа 1991 года.
15 марта 1992 Шериг-оол Ооржак года был избран президентом - председателем правительства Республики Тува. Переизбирался трижды, в нарушение Конституции республики, для чего основной закон был переписан и пост президента заменен «на «главу правительства» с нулевым отсчетом, де-факто занимающего этот пост в третий раз руководителя.
О политических взглядах Шериг-оола Ооржака по мнению наблюдателей:
"Отвергал обвинения в сепаратизме из-за того, что республика оставила за собой право на самоопределение несправедливы, ведь это норма международного права и Федеративного договора. Подчеркивал, что республика верна букве и духу Федеративного договора. Этот документ, считал Ооржак, дает основу для конструктивного диалога с центром по устранению противоречий между конституциями, определяет региональную политику, в том числе — компетенцию центра и субъектов Федерации в вопросах разделения функций, собственности в соответствии с принципами федерализма. Подчеркивал, что право на самоопределение надо расценивать как крайнюю меру защиты интересов всех народов Тувы, предусмотренную международными нормами. Считал, что главным условием преодоления расхождений является обоюдная готовность к компромиссам. При этом надо учитывать добровольность вхождения Тувы в состав России, исторические особенности, стартовые условия вхождения в рынок, географическое положение, не забывая о том, что становление подлинного федерализма — процесс длительный и трудный”.
...право на самоопределение надо расценивать как крайнюю меру защиты интересов всех народов Тувы
“Характеризуя систему власти в Республике Тыва, заявлял, что принципиальное отличие Верховного Хурала от всех существовавших ранее институтов законодательной власти заключается в степени его демократичности, защиты от любых попыток диктата со стороны. Считал, что раньше сложная многоступенчатая система выборов лишала парламент главного — опоры на волю народа. Отмечал, что решение о нецелесообразности введения в структуру нового парламента Тувы какого-либо руководящего органа логично. Все депутаты равны в правах. Создание командной надстройки приведет к ущемлению полномочий большинства депутатов и необоснованному их расширению прав меньшинства.”
Сложная многоступенчатая система выборов лишала парламент опоры на волю народа
“Полагал, что формирование принципиально новых высших органов представительно-законодательной власти России и Тувы требует реформирования исполнительной власти. Численность, структуру и функции правительства надо привести в соответствие с конституцией, требованиями рыночной экономики и необходимостью укрепления местного самоуправления. Учитывая слабость и хрупкость тувинской демократии, Тува в переходный период должна быть президентско-парламентской республикой.”
Критиковал аграрную политику правительства России, которой по его мнению, свойственны неопределенность даже в ключевых вопросах и отсутствие системности
“Критиковал подходы Правительства РФ к формированию аграрной политики. По его мнению, ей свойственны неопределенность даже в ключевых вопросах, отсутствие системности, склонность уповать на разовые акции. В условиях рыночной экономики такая практика не только не эффективна, но и порочна. Необходимо разрабатывать государственную долгосрочную программу развития аграрного сектора экономики и механизм ее реализации, считал он.”
Именно центру регионы обязаны хроническими задержками перечисления средств на содержание социальной сферы
“Резко характеризовал крупные недостатки трансфертной схемы финансирования бюджетных отраслей. Именно трансферту регионы обязаны хроническими задержками перечисления средств на содержание социальной сферы. Особенно болезненно сказывается несовершенство трансфертной модели на положении регионов с депрессивной экономикой, к которым относится Тува. Отмечал, что полное и своевременное исполнение бюджета — закон РФ. Реализация его — основная функция правительства. Однако каждый месяц руководство республики вынуждено неделями находиться в Москве, чтобы ускорить выплату полагающихся Туве средств.”
“Заявлял, что республика должна продолжать создавать свой золотой запас, на его основе организовать инвестиционный банк, что позволит уйти от кабальных условий, прекратит вывоз из республики ссудного капитала. Нужно резко повысить эффективность использования кредитных ресурсов. Уже действует закон об убыточных предприятиях. Убыточные предприятия должны уйти со сцены. Но их коллективы должны быть социально защищены.”
...на территории Тувы не должно быть частной собственности на землю
“Отмечал, что на территории Тувы не может быть частной собственности на землю. Главное препятствие — веками сложившаяся система коллективного владения пастбищами. Чабаны их меняют по 10-15 раз в год. Поэтому население на референдуме проголосовало против частной собственности на землю. Считал, что у села одна задача — заняться производством, используя землю и новую экономическую свободу.”
Неумолимая статистика
Вместе с тем статистика свидетельствует о падении объективных экономических показателей республики в 2005 году.
«Производство асбеста снижено наполовину, строительных нерудных материалов – на 43.4 процента... Произошло резкое снижение производства колбасных изделий, комбикормов и водки... Производство дверных блоков снижено на 21.8, оконных – на 41.3 процента, а производство мебели уменьшилось на 44.4 процента.
Объем произведенной продукции сельского хозяйства составил 95.7 процента по сравнению с 2004 годом. Валовой сбор зерна в республике составил 15.6 тыс. тонн в весе после доработки, что на 40 процентов меньше уровня предыдущего года (для сравнения: при Советской власти в Туве собирали ежегодно 150 тысяч тонн зерна –ред.)...
Произошло снижение поголовья скота и птицы... инвестиции в основной капитал использованы ... ниже уровня прошлого года на 5 процентов. Построено 296 квартир общей площадью 16134 кв. м. против 17380 кв. м. в 2004 году. Произошло существенное увеличение потребительских цен на продовольственные товары: мясо и птицу, мясные консервы, колбасные изделия, овощи, рыбу и пищевые морепродукты, сыр, молоко и молочную продукцию, картофель и овощи.
Значительно выросли цены на непродовольственные товары. Увеличились тарифы на жилищно-коммунальные услуги на 62.8 процентов, сжиженный газ – на 40 процентов. На долю собственных доходов консолидированного бюджета приходится 19 процентов. Численность экономически активного населения... составляла 131.3 тыс человек, безработных – 28.7 тыс. человек, что больше уровня прошлого года на 5.9 процентов. Число зарегистрированных преступлений увеличилось на 13 процентов. Количество тяжких и особо тяжких преступлений возросло на 10.3 процентов»
Парламент Тывы дважды обращался к президенту России В. В. Путину с критикой Ооржака и политической и экономической ситуации в республике и просьбой об отстранении Ооржака от власти. Но ответа от Путина в обоих случаях не последовало.
Когда полномочия Шериг-оол Ооржака истекли 17 марта 2007 года президент России внёс на рассмотрение республиканского парламента кандидатуру заместителя Ш. Д. Ооржака — Ш. В. Кара-оола — для наделения его полномочиями председателя правительства республики. За предложенную В. В. Путиным кандидатуру Кара-оола проголосовали 20 депутатов Законодательной палаты и 111 депутатов Палаты представителей, 6 апреля 2007 года Ш. Д. Ооржак сложил с себя полномочия председателя правительства республики и в настоящее время живет в Москве, член государственного-консультативного Совета при президенте РФ.
Награды
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2007)
- Орден Почёта (2002)
- Орден Дружбы (1997)