Шэнэхэнские буряты оказались не нужны ни России, ни Китаю
Александр Махачкеев считает законченой историческую миссию кочевников как цивилизационный фактор.
Бурятский сегмент социальных сетей обошли кадры протестов против захвата земли во Внутренней Монголии КНР. Если раньше показывали протесты пастухов из других монгольских племён, то сейчас пострадавшими стали наши единокровные шэнэхэнские буряты. На кадрах видны избитые мужчины, женщина кричит на бурятском языке: «Спасите нас!» Картина душераздирающая и на первый взгляд неправдоподобная…
Дело в том, что в декабре прошлого года я был в Шэнэхэне на празднике Снега с гонками верблюдов. А после приезда написал оптимистичную колонку: «Праздник в Шэнэхэне прошёл хорошо, и гости, и участники, одетые в традиционные одежды, довольные разъезжались на новеньких машинах. Мы тоже уехали, довольные увиденным и тем, как хорошо живут наши сородичи».
И действительно, год от года жизненный уровень тамошних бурят рос. В первый раз я посетил Шэнэхэн в 2003 году, побывал в одном из двух крупных сёл - Барун hомоне. В селе проживало 3 600 человек, на них приходилось 150 тысяч голов скота - овец, коз, коров, лошадей и верблюдов! Для сравнения, тогда на всю Бурятию насчитывалось около 400 тысяч голов скота. Государство сохраняло всю инфраструктуру: больницу, ветлечебницу, музей, детский сад, к селу подтягивали современную автостраду. Несмотря на видимое благополучие, у шэнэхэнцев сохранялось желание вернуться в Россию.
«Бурятам здесь сложно пробиться наверх, - поделился молодой шэнэхэнец. - Земли скупают под строительство, разработку угольного месторождения. Мы бы уехали в Россию, пусть не мы, а наши дети выучили бы русский язык и адаптировались на земле предков».
Для подобных настроений были серьёзные причины, в том числе и политика интенсификации животноводства. Это значило отказ от кочёвок и переход к стойловому содержанию высокопродуктивных импортных пород скота.
Тогда же на празднике под Хайларом я видел парад дойных коров с соревнованием по удоям. Выиграла доярка-китаянка. Сейчас в Хух-Хото работает молочный комплекс, где есть коровы, дающие 60 000 литров молока за год, их вымя возят на тележке. Все делают роботы, а трактора сами едут по полям по запрограммированному маршруту. В продукцию добавляется отсутствующая у китайцев лактоза, необходимая для усвоения молока. По индустриальному пути идёт и производство мяса.
Но главные причины недовольства монголов и бурят - это промышленный прессинг и миграционное давление земледельцев-ханьцев. Горнорудные компании и китайские фермеры захватывают пастбища. Протесты со стороны скотоводов жёстко пресекаются властями. Так, в мае 2011 года жертвой водителей угольных фур стал пастух по имени Мэргэн. Это вызвало демонстрации, разогнанные полицией, и аресты активистов.
Правительство Бурятии не было сторонним наблюдателем в этом процессе. В 2006 году Александр Елаев, председатель комитета по межнациональным отношениям администрации президента РБ, инициировал программу реэмиграции шэнэхэнцев в республику. Основанием послужил указ президента РФ «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом» от 22.06.2006. Сельские районы должны были предоставить переселенцам под пастбища муниципальные земли. При плотности населения в республике в 2,8 человека на 1 кв км существовало значительное количество неиспользуемых земель.
Но, как вспоминает Александр Елаев, ныне профессор БГУ, претворить программу в жизнь не удалось. Указ был ориентирован только на русскоговорящих репатриантов. Шэнэхэнцы не знают русского языка, а кроме того, они сами не хотели лишаться китайского гражданства. Не особо рады были и местные жители. Животноводческие стоянки уже приватизированы, и удобной свободной земли, на самом деле, не так уж и много. А для местного населения трудолюбивые и опытные сородичи скотоводы выглядели сильными конкурентами.
Однако главной причиной провала программы стал резкий подъём доходов населения в Китае. На встречах в Шэнэхэне в канун 2017 года рефреном звучали слова хозяев: «Давайте хорошо жить там, где мы живём!»
И что же теперь? Похоже, история в очередной раз сыграла с ними злую шутку. Они оказались не нужны ни там, ни здесь. Вместе с тем, драма шэнэхэнцев и в целом южных монголов - это заключительный акт в тысячелетнем противоборстве северных «варваров» с земледельческой цивилизацией Китая. Кочевники совершали набеги, основывали династии и ассимилировались. Китайцы раздавали титулы, стравливали враждебные племена и политика «Разделяй и властвуй» победила. Теперь Великая стена - это туристический аттракцион, а историческая миссия кочевников завершена…