Про и контра нового “минерального” закона Монголии
Новый варинт “минерального” закона, ужесточающий условия участия иностранных инвесторов в разработке и эксплуатации минеральных ресурсов Монголии, вызвал неодназначную реакцию среди инвесторов, которые подозревают резулятора в популизме
Со стремительно приближающимися очередными президенскими выборами в Монголии, назначенными на июнь этого года, обсуждение проекта Закона о полезных ископаемых, разработанного Администрацией президента, набирает новые обороты. В стране, в которой более 80 процентов экпорта и 22.5 процентов ВВП составляют продукты горнорудной и добывающей промышленности, проект нового закона коснулся интересов широкого спектра игроков, включая как граждан страны с населением в 2.8 миллиона, так и местных и иностранных инвесторов.
Более 80 процентов экпорта и 22.5 процентов ВВП Монголии составляют продукты горнорудной и добывающей промышленности
Проект закона, уже названный противоречивым, предлагает ряд нововведений, отличающих его от действующего закона от 2006 года. Законопроект ставит во главу угла интересы и доходы монгольского государства и населения, затрагивая вопросы экологического, экономического и социального влияния геологических проектов и разработок.
Так, в отличие от ныне действующего закона проект нового закона гласит, что государство имеет право приобретения определенной доли при эксплуатации (добыче, переработке и маркетинге продуктов) стратегических месторождений без вложения капитала. Согласно парламентской резолюции 2007 года 15 месторождений на территории Монголии названы стратегическими, включая самые крупные горнорудные проекты по добыче угля, меди и золота как-то Оюу толгой, Таван толгой, Багануур, Шивээ-Овоо, Бороо и Цагаан суварга.
Согласно проекту закона эксплуатация стратегических месторождений будет производиться по договору об “Эксплуатации месторождения”, заключенному между государством и инвестором. Другие два типа договора, предложенных в проекте нового закона, это – “Договор о сотрудничестве”, относящийся к поиску и разведке полезных ископаемых и “Договор местного развития”, который заключается при добыче полезных ископаемых и их переработке. Оба договора должны подписываться с органами местного самоуправления провинций или города в администрации которого находится месторождение.
Проект нового варианта “минерального” закона также разнообразил типы лицензий и конкретизировал срок их продления. Предлагается ввести четыре типа лицензий вместо двух по действующету законодательству: поиск, разведка, добыча и переработка. Лицензиипо поиску и разведке выдаются на четырех- и пятигодичный сроки соответственно и не продлеваются.Лицензии на добычу выдаются на двадцать лет с возможностью продления на такой же срок. Количество лицензий по поиску и добыче лимитруется до пяти на территории до 250.000 гектаров на поиск и до 12.000 гектаров на разведку.
Новый вариант “минерального” закона разнообразил типы лицензий и конкретизировал срок их продления
Лицензии на поиск будут выдаватся исключительно в порядке успешного участия в тендере. Остальные лицензии выдаются или по обьявлению тендера или по прямому аппелированию, если компанией уже была приобретена лицензия на поиск.
Большой скептицизм у иностранных инвесторов вызвало введение лимита на долю иностранных инвестиций в бизнес. В случае, если компания основана монгольским гражданином, последний должен владеть не менее 75 процентов вложенного капитала. Если же компания иностранная, не менее 34 процента доли в бизнесе должно принадлежать гражданину Монголии. В случае, если компания добывает руду в месторождениях установленных государственным финансированием, не менее 51 процент доли в бизнесе получает провинция или город, в администрации которого находятся месторождения.
Также законопроект предлагает обязать владельцев лицензий использовать местные услуги - 60 процентов услуг по поиску, разведке, добыче и переработке полезных ископаемых обязаны предостовляться местными компаниями по суб-контракту. Новый законопроект запрещает добывать руду дифференцированно, оставляя второсортные месторождения. Деловой совет Монголии, в котором состоят главные игроки и инвесторы горнорудного сектора как-то Рио Тинто, Пибоди Энерджи, Дженерал Електрикс, Мицубиши и другие, назвал проект закона шагом назад от рыночных реформ, начатых в 90-х годах.
Деловой совет Монголии, в котором состоят главные игроки и инвесторы горнорудного сектора, назвал проект закона шагом назад от рыночных реформ, начатых в Монголии в 90-х
Джим Двайер, исполнительный директор Делового совета, выразил уверенность, что проект нового закона в случае принятия его парламентом ударит по всем инвесторам, включая масштабный государственный угольный проект Таван толгой и самую большую монгольскую частную акционерную компанию Энерджи ресурсес. Дейл Чой, партнер в инвестиционной фирме Ориго партнерс МГЛ в комментарии Bloomberg News отметил, что проект нового закона нацелен на переориентировку горнодобывающих проектов на интересы государства. Так,маленькое село или даже поселок сможет предоставить или отказать в разрешении на поиск и разведку полезных ископаемых на территории данного села.
Многие считают что проект нового закона был разработан и вынесен на рассмотрение в преддверии президентских выборов и носит чисто популистский характер. П.Цагаан, глава Администрации Президента, опроверг взаимосвязи проекта закона с президентскими выборами, сказав, что проект был задуман задолго до выборов и нетспешки вынесению проекта на рассмотрение в Парламент.
До появления данного проекта закона о полезных ископаемых Монголия с её богатыми ресурсами угля, меди, золота, урана и других полезных ископаемых считалась привлекательным местом для вложения капитала благодаря невысоким налогам и законам, поощрявшим иностранные инвестиции. Благодаря инвестициям Рио Тинто в золото-медный источник Оюу толгой и Саус Гоби Ресурсес экономика Монголии перенесла небывалый рост в 17 процентов в 2011 году. МВФ прогнозирует рост Монгольской экономики с 2012 по 2016 год в среднем на 14 процентов.
МВФ прогнозирует рост монгольской экономики с 2012 по 2016 год в среднем на 14 процентов в год
В настоящее время Монгольское государство откладывает выбор инвестора в разработку Западной Цанхи, части самого большого в мире угольного депозита Таван толгой объемом в 6 миллиардов метрических тонн. Интерес к разработке этого месторождения проявлен многими государствами: США, Китаем, Россией, Японией, и Южной Кореей и такими компаниями как Пибоди Энерджи, ГруппаШинхуа и ОАО Россиийские железные дороги.
В сюжете: закон