Компания Руслана Байсарова получила временную лицензию на разработку тувинского Элегеста
Временную лицензию на разработку Элегестинского угольного месторождения, ранее принадлежавшую ЕПК бывшего сенатора от Тувы в Совете Федерации Сергея Пугачева, получила ТЭПК Руслана Байсарова
Роснедра выдали компании Руслана Байсарова ООО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ТЭПК) временную лицензию на разработку Элегестинского угольного месторождения.
В конце декабря 2012 года Роснедра отозвали лицензию у Енисейской промышленной компании (ЕПК) Сергея Пугачева, экс-сенатора Тувы в Совете Федерации, подавшей заявление о банкротстве. Главным активом ЕПК являлась лицензия на разработку Элегестского угольного месторождения в Тыве с запасами по разным оценкам от 850 млн тонн до 1 млрд. тонн высококачественных коксующихся углей.
ТЭПК Руслана Байсарова получила временную лицензию с формулировкой «с целью недопущения ухудшения социально-экономического положения Тувы» до нового конкурса.
Новый инвестор пообещал самостоятельно построить весь участок железной дороги от Элегеста до Транссиба (Кызыл—Курагино) протяженностью более 400 км и стоимостью более 150 млрд рублей, которая должна связать единую систему железных дорог с Элегестинским угольным месторождением, а также Тыву с Красноярским краем.
Байсаров пообещал самостоятельно построить железную дорогу от Элегеста до Транссиба (Кызыл—Курагино) протяженностью более 400 км и стоимостью 150 млрд рублей
В свое время ЕПК брала на себя обязательство построить 254 км дороги, государство – еще 147 км. До этого обсуждался вариант строительства железной дороги в рамках государственно-частного партнерства (частный инвестор — ЕПК), а также в рамках консорциума недропользователей Тувинского угольного бассейна — "Северстали", Evraz и ЕПК. Ни одна из этих идей так и не была реализована.
Ряд экспертов довольно скептически восприняли обещание Байсарова построить весь участок самостоятельно. В январе 2012 года "Мечел" объявил о завершении дороги "колоссального уровня сложности" протяженностью 315 км за US$3 млрд к Эльгинскому месторождению в Якутии. Однако дорога к тувинскому Элегесту выйдет намного дороже и обойдется по предварительным оценкам в US$5 млрд. По мнению экспертов, таких денег сейчас нет ни у кого из потенциальных российских претендентов на постоянную лицензию, в том числе у компании Байсарова.
В связи с планами освоением месторождения Байсаров подписал соглашение с Министерством по развитию Дальнего Востока о строительстве до 2015 года глубоководного угольного терминала, через который планируется переваливать тувинский уголь. Доставлять сырье в порт Ванино компания намерена в том числе по еще не построенной железной дороге Кызыл – Курагино.
В Минрегионе сообщили, что развитие угледобывающего производства на Элегестском месторождении и строительство железнодорожной инфраструктуры будет осуществляться «за счет частных инвестиций, в том числе под госгарантии». Байсаров вел переговоры о возможном совместном строительстве дороги Кызыл – Курагино с Evraz (компания владеет лицензиями на освоение двух участков угольных месторождений) и "Северсталью", которая также имеет лицензию на разработку участка Центральный в Улуг-Хемском угольном бассейне с запасами 639 миллионов тонн коксующегося угля.
В 2008 году глава правительства Тувы Ш.Кара-оол прогнозировал «…при добыче 12 миллионов тонн угля в год бюджет Тувы получит около 5-6 миллиардов рублей, а консолидированный бюджет республики составляет около 11 миллиардов рублей. С каждой полученной тонны угля, республиканский бюджет получит в виде различных налогов – на имущество, на прибыль, социального – 80 рублей, а федеральный бюджет около 170 рублей».