Зло в архитектуре Улан-Удэ: клыки и колониальность
Облик столицы Бурятии стремительно меняется, появляются новые скульптуры, памятники, здания, всё это не может пройти мимо общественности. Национальный колорит в архитектуре Улан-Удэ обсудили на недавнем «круглом столе».
Дискуссия проходила достаточно бурно, пожалуй, самым обсуждаемым стало недовольство некоторых членов палаты городскими скульптурами.
- Почему у нас архитектура угрожающая? Лошадь клыки выпускает. Воины стоят в доспехах, один лук натягивает, как будто в глаз кому-то хочет попасть. В других городах много скульптур, и все они доброжелательные, - отметил профессор БГУ Дмитрий Царёв.
Его тут же поддержали несколько других участников обсуждения. Однако, другие поспешили разубедить выступающего в этом. В частности, ссылались на историческое достояние и бурятский эпос.
- Каждая тематика соответствует своему стилю, тут многие говорят, лошади стоят агрессивные, оскалились. Нет, это своеобразная тематика, которая называется «стихия», она была задумана Александром Мироновым. Скульптура рассчитана на определённое скульптурное пространство или природное окружение, - выступил в защиту памятника председатель Союза художников Бурятии Владимир Русских.
Впрочем, был поднят вопрос, почему скульптуры сначала не выносятся на суд общественности.
- Те объекты, которые сегодня возникают в городе, должны быть рассмотрены общественностью. Мы этим вопросом занимаемся, так велит градостроительный кодекс, - сообщил начальник отдела архитектуры, градостроительства и территориального планирования минстроя Бурятии Михаил Мясищев.
Между тем, критике подверглись не только лошади и воины, но и «Юность» на пересечении ул. Борсоева и Смолина, а также тигры и лани на мостах.
- Зачем нам нужны эти животные? Нам есть, кем гордиться, а памятник должен учить. Почему бы не создать аллею знаменитых людей. Предлагаю установить памятник Эржене Будаевой, - подчеркнул общественник Алексей Карнаухов.
Также многие согласились с тем, что бесконечные торговые центры разрастаются в столице как «грибы после дождя», что приводит к безобразному порядку и искажает архитектуру города.
- Комитету по градостроительству или архитекторам нужно задавать правила, по которым должны работать застройщики, - отметил один из членов палаты.
Для контроля за строительством также решено было обновить состав градостроительного совета, создать художественный совет.
Но немаловажной проблемой для Улан-Удэ остаются стихийные парковки из-за отсутствия нормальных парковок. Некоторые посчитали её куда более актуальной, нежели скульптурные произведения.
Однако, несмотря на недовольства, были и предложения. В частности архитекторы предложили создать в Улан-Удэ архитекторскую школу на базе технологического университета. Сейчас разрабатывается памятник буузе. А также решено было создать памятник казакам - основателям Верхнеудинска и художественную аллею.
Колониальный стиль?
А ветран труда, предствитель культуры и общественник Бакалин Васильев увидел другое “зло” в облике Улан-Удэ. АРД приводит выдержки из его письма в редакцию:
“Несколько удивляет то, почему руководство Республики Бурятия и грода Улан-удэ до сего времени считает, что Улан-Удэ является историческим поселением (т.е. все время муссируется «исторический центр города). Тогда как: « В соответствии с российским законодательством приказом министерства культуры РФ, министерства регионального развития РФ от 29 июня 2010 года №418/339 «Об утверждении перечня исторических поселений», город Улан-Удэ не был включен в список исторических поселений.
В этом отношении этими министерствами издан совершенно правомерный приказ, так как все застройки бывшего Верхнеудинска (Улан-Удэ) в своей основе относятся к колониальному архитектурному стилю, а не к историческому архитектурному стилю. Потому что в мировой практике существует понятие двух стандартов архитектурных стилей, одна из которых представляет собой исторический, а другой – колониальный архитектурный стиль.
К колониальному стилю относятся застройки, поставленные на земле коренных народов во время их колонизации европейцами, т.е. колониальный стиль – это своего рода ответвление метрополий. Вот такими ответвлениями метрополий являются дома и сооружения, поставленные на бурятской земле царским самодержавием, и представляющие из себя колониальный стиль: Гостиные ряды, Одигитриевский кафедральный собор, дом купца Капельманова, Троицкая церковь, а также название как Верхнеудинск, улица Мещанская и т.д.
И, здесь, естественно возникает вопрос, что же такое представляет из себя колониальный стиль?
«В истории искусств термином колониальный стиль стали называть результаты строительной деятельности франков на захваченных крестоносцами землях Константинополя. Иначе говоря это, термин который обозначает не какой-либо исторический, а в совокупности всю смесь (эклектику европейских стилей), т.е. колониальные стили европейцев. В этом отношении колониальная архитектура насаждалась на захваченных землях аборигенов, как символ политического и культурного господства над коренными народами .
Здесь яснее ясного сказано, что такое колониальный стиль. Только почему в Улан-Удэ застройки, поставленные царизмом при колонизации бурятской земля, называются историческими, а не колониальными? В этом видится искажение исторических фактов. Например, в столице Кубы Гаване дома, поставленные во время колонизации Кубы называются колониальными стилем, на зданиях написано «колониальный стиль». Почему такого нет в Улан-Удэ?
Почему уникальный исторический памятник как гуннское городище не был представлен в перечень исторических поселений Бурятии? Если бы гуннское городище было бы представлено в Москве в этом перечне, то нет никакого сомнения в том, что Улан-Удэ вошел бы в перечень исторических городов и имел бы имидж самого древнего города России. Поселения, поставленные аборигенами до их колонизации представляют из себя исторический архитектурный стиль, у нас – это гуннское городище.
В соответствии с российским законодательством историческим стилем является городское или сельское поселение в прошлом представляющее собой археологическую, историческую или научную ценность, имеющее важное значение для сохранения самобытности народов РФ, их вклады в мировую цивилизацию».
При раскопках городища найдены уникальные артефакты как керамика, говорящие о том, что город гуннов находился прямо в черте современного Улан-Удэ а гуннское городище являлось его крепостью. И по исследованиям историков и найденных при раскопках материальных ценностей дает основание считать, что столица Бурятии является самым древним городом России. Только непонятно почему летоисчисление Улан-Удэ ведется со времени колонизации бурятской земли Российской империей?
О том, что в устье Уды кипела жизнь и местность была обжита бурят-монголами констатирует начальник отдела Национального архива Бурятии Л. Шопхоева в газете «Бурятия» (10.06.06г.) в публикации «История Верхнеудинска». Устье Уды – святое место бурят-монголов. В устье реки Уды, называемом монголо-бурятами «Удын-Адаг», до появления пришлых казаков стояло два священных культовых обоо. На левом берегу Уды находился «Камень-скала» и на ее вершине – «Обоо» кубудутского рода хори-бурят.
Есть закон РФ о защите религиозных чувств верующих от оскорблений и осквернений. Согласно этому закону нужно восстановить два священных культовых обоо на святом месте в устье Уды.
Вспоминает В.Б. Цырендоржиев: «Многие из нас знают, что Верхнеудинск появился на бурятской земле на правом берегу Уды, на горке, видной со всех сторон. Я с детства помню со слов стариков, ссылающихся на источники настоятеля-ширетуя Цолгинского дацана в 1857-1876 гг. и головы Хоринской степной думы в 1868-1876 гг. Ринчина Номтоева, что именно на этой высотке находился родовой священный обоо, место поклонения бурят худайского рода хори-бурят, ныне жителей Заиграевского аймака. Когда русские казаки построили зимовье и огородились частоколом, кочевники-буряты пытались совершить молебен у обоо, а те, приняв это как нападение, отстреливались и брали их в аманаты-заложники.
Совершенно объективную характеристику становлению города Улан-Удэ дает журналист Т. Никитина в газете «Новая Бурятия» (05.10.12г.). Вот что она констатирует: «Столица Бурятии как центр бурятского мира не могла быть основана казаками. Также же, как столица Татарстана сегодня может вести историческое начало только от своих прямых предков – волжских булгар, создавших тысячу лет назад в этом регионе государство Волжская Булгария.
Вот почему Казань отметила в этом году 1007 год своего рождения, а русский город Астрахань только 454-й, хотя в любом учебнике истории мы прочитаем, что столица Хазарского каганата Итиль (8-10 века) располагалась примерно на таком же расстоянии от современной Астрахани, на каком сегодня находится от Улан-Удэ Гуннское городище.
В отличие от Астрахани Улан-Удэ имеет все шансы претендовать на двух тысячелетнюю историю, первое празднование которой может случиться уже через четыре года. Эта новая история удобна сегодня всем горожанам, потому что определить, кто из нас, здесь живущих, имеет большее отношение к древним гуннам уже невозможно, а значит, нет повода и для споров. Если кому и пришла пора ставить в Улан-Удэ памятник, то это гуннам»
Комментарий АРД:
Город Улан-Удэ – это одно из уникальных в России мест сочетаний востока и запада. Тигры, Гэсэры и даже голова Ленина у нас с азиатским эпикантусом. При этом дома купцов и соборы – это уже тоже неотъемлемая часть города. И вопрос скорее не к тематике памятников, а к их исполнению. Кони с собачьими головами с огромными половыми органами и не выражающими никакую динамику и мысль художника или изваяния студентов с лицами стариков – это настоящее зло.
В сюжете: архитектураБурятияказакибурятыистория