Должен ли буддист есть мясо
Некоторое время назад сэр Пол Маккартни написал открытое письмо Его Святейшеству Далай-ламе, в котором выразил удивление тем, что, будучи носителем и проповедником благородной идеи о ненасилии, Далай-лама все же употребляет в пищу мясо.
«Простите, что указываю Вам на это, - обращается в письме известный музыкант к Далай-ламе,– но если Вы потребляете мясо, то это значит, что где-то кто-то от этого страдает».
От Далай-ламы последовал ответ, в котором он объяснил Полу, что ест мясо, следуя рекомендациям доктора. Однако ответ Пола Маккартни не удовлетворил. Он заметил: «Я Вас уверяю, доктор ошибается».
Взгляд буддизма на мясоедение
Озабоченность Пола Маккартни трудно свести к обычной придирчивости. Действительно, многие задумывались, как же все-таки буддизм относится к вегетарианству. Вне зависимости от региональных форм буддизма, его последователи свободно употребляют мясо в пищу.
Разумеется, в среде южных буддистов таковых меньше, чем среди буддистов-северян, но это легко объясняется региональными особенностями рациона: быть вегетарианцем в Шри-Ланке совсем не то, что быть таковым в Монголии. Но вопрос заключается в том, как в принципе буддизм относится к вегетарианству и мясоедению.
Ревнители вегетарианства обычно приводят следующее высказывание Будды якобы из Дхаммапады: «Найдутся глупцы, которые в будущем станут утверждать, будто я позволял есть мясную пищу и сам ел мясо, но знай же, что (…) я никому не позволял есть мясо, не позволяю сейчас и никогда не позволю в будущем, нигде, ни при каких обстоятельствах и ни в каком виде; это раз и навсегда запрещено для всех и каждого».
Однако статус этой цитаты остается туманным, по крайней мере, в Дхаммападе такого выражения нет. Зато в различных текстах буддийского дисциплинарного кодекса прописаны ограничения на употребление определенных видов мяса. Так, монахам нельзя было употреблять в пищу 10 видов мяса: человеческое, слоновье, лошадиное, собачье, змеиное, львиное, тигриное, леопардовое, медвежье и гиеновое. Кроме того, запрещено было притрагиваться к мясу животного, если вы знали, что его убили специально для вас.
Если в отношении мясоедения существовали такие запреты, то логично предположить, что во всех остальных случаях есть мясо не запрещалось. Употреблять или не употреблять мясо в пищу считалось личным выбором каждого. Есть письменные свидетельства, что Будда отклонил предложение Девадатты ввести обязательный отказ от мяса в правила монашеской общины.
Отношение Будды к мясной пище
Описывая семью, в которой родился, Будда говорил, что она была достаточно богатой, чтобы обеспечивать мясную диету всем ее членам, включая слуг. Уже став Буддой, он принимал подношения, в том числе и мясные. Существует устойчивое мнение, что Будда умер из-за отравления несвежей свининой, однако, последние исследования это опровергают.
Сукарамамса, которую предложил в качестве угощения Будде бедный кузнец Чанда, ранее неправильно переводилась как свинина. Однако теперь выясняется, что это название определенного вида грибов.
Вегетарианство в тибетском буддизме
Для таких стран, как Тибет и Монголия, вегетарианство едва ли было возможным. Природные условия диктовали образ жизни, хозяйствования и рацион как мирян, так и монахов. Единственное ограничение, действовавшее в отношении мясоедения в Тибете, это отказ от собственноручного убийства животного. Монахи, проживавшие в Лхасе, как правило, для этой цели обращались к тибетским мусульманам.
Среди монгольских и тибетских буддистов в этой связи была популярна притча о тигре и олене. В этой притче олень при каждой своей встрече с тигром обвинял последнего в грехе убийства: «Ты живешь, постоянно совершая преступления-убийства, а я в силу своего равнодушия к мясу, несомненно, веду добродетельный образ жизни. В следующей жизни тебе неотвратимо грозит перерождение в аду. Я же обречен на то, чтобы найти свое следующее рождение в райских землях».
В результате после смерти олень попал в ад, и причиной тому стала не только его неуемная гордыня, но и то, что поедая траву, олень убивал тысячи мелких насекомых. Тигр же прожил свою жизнь в постоянном раскаянии, отчего карма его очистилась.
Помимо морального оправдания мясоедения, тибетские буддисты часто употребляли мясо для повышения эффективности духовной практики. Считается, что для некоторых тантрийских техник необходима мясная пища. В биографии тибетского йогина Миларепы можно найти фрагмент, когда для прогресса в практике ему пришлось съесть небольшой кусочек мяса.
Далай-лама и вегетарианство.
Отношение Далай-ламы XIVк мясоедению
Первым из всех Далай-лам, Далай-лама XIV запретил мясные угощения в своей резиденции. Он ввел вегетарианскую диету для монахов в тибетских монастырях в Индии. Далай-лама известен своими инициативами в сфере гуманного обращения с животными. Например, он призывал потребителей куриных яиц отказаться от яиц кур, выращенных в обездвиженном состоянии.
В 2004 году он также призывал всемирную сеть Kentucky Fried Chicken отменить планы по открытию ресторанов в Тибете, поскольку традиционно тибетцы воздерживались от употребления в пищу мелких животных (кур и рыб), чтобы не увеличивать количество убийств. Далай-лама фактически заставил тибетцев отказаться от использования шкур тигров и леопардов в традиционной одежде.
Его Святейшество часто призывает тибетцев если не отказаться от мяса вовсе, то, по крайней мере, сократить его потребление до минимума: «Попробуйте, быть может, вам даже понравится быть вегетарианцем». Некоторое время Далай-лама сам предпочитал строгую вегетарианскую диету, однако после перенесенного гепатита врачи настоятельно рекомендовали ему употреблять немного мяса на регулярной основе.