В буддийские храмы открыли вход с животными
На выставку реликвий в одном австралийском тайском буддийском храме разрешили приходить с животными.
АРД: Вообще, буддизм – это, пожалуй, самая лояльная религия, но все же следует знать, как вести себя в храмах. В том числе, и тайских. Во всяком, случае, во многих храмах Таиланда, на их территории, живут, к примеру, обезьяны, а тайские ламы в знаменитом монастыре Ват Па Луангта Буа Янасампанно содержат тигров. Ну, а стоит ли регулярно “освящать” животных, это уже дело настоятелей храмов.
Можно ли каждому желающему заходить в буддийских храм, и как себя там следует вести?
Заходить в буддийский храм можно каждому желающему при условии соблюдения нехитрых правил.
Первое правило касается внешнего вида. Совершенно логично, что для того места, куда люди приходят соприкоснуться с тем, что гораздо выше чем просто обыденность, подходит и специальный стиль одежды, совершенно отличной от той, что предназначен для отдыха на пляже или похода в клуб. И в этом случае буддийские храмы не совершили революции: в православную церковь верующие так же одевают специальную одежду. Провинциальные буддийские храмы относительно «дресс-кода» более демократичны, главное чтобы не было откровенно короткой одежды снизу и чрезмерно декольтированной сверху.
Второе правило. В буддийских храм невозможно заходить в обуви. Она непременно оставляется за порогом. Считается, что ноги это – самая грязная часть нашего тела, потому что они соприкасаются с землей. Поэтому выглядеть они будут гораздо чище без обуви, которая к слову сказать, может быть сделана их кожи умерших насильственной смертью животных. Да и с точки зрения простой гигиены это оправданно. Так как народы ЮВА - много времени проводили и проводят, сидя на полу, а потому следят за его чистотой, тем более в храме.
Третье правило совсем простое и вытекает из предыдущего. Ни в коем случае нельзя размещаться в храме так, чтобы при сидении на полу ноги указывали в направлении алтаря с изображением Будды и скульптур монахов, а также живых представителей духовенства. В буддийских храмах позволяется фотографировать (редким исключением является зал, где размещен Изумрудный Будда, в Бангкоке), но при возникшем желании запечатлеться с постоянными обитателями храма, нужно помнить о том, что монахам и монахиням Южной ветви буддизма не разрешено прикасаться к особям противоположного пола. Это напоминание поможет всем избежать конфузных ситуаций.
Как разобраться в символике внутри буддийского храма?
Алтарь. Внутри помещения находится алтарь с изображением Будды, ориентированный так, чтобы его лицо было обращено на восток, причем кроме основной, центральной и самой крупной, иногда присутствуют скульптуры разного размера, отражающие различные этапы жизненного пути Совершенного, кроме него часто алтарь формируют скульптуры известных монахов, размещающиеся чуть ниже уровнем. Перед алтарем по центру находится поддон под свечи и масляная лампа с плавающим фитилем, от пламени которой они поджигаются, как правило по обе стороны от него выставлены круглые емкости с песком и пеплом для благовонных палочек.
Пришедшие в храм местные жители за символическую плату могут приобрести небольшое традиционное подношение в виде цветов орхидей, лотоса, свечек и благовонных палочек (иногда в набор включают и кусочки сусального золота). Зайдя внутрь помещения они присаживаются на колени лицом к алтарю и складывают руки в традиционном жесте почтения «вай». После чего выкладывают цветы, поджигают и выставляют свечи и ароматические палочки.
Количество последних регламентировано, ведь каждая из них несет свою смысловую нагрузку: первая - означает самого Будду, вторая - его Учение (Дхарму), третья - сообщество монахов (Сангха). А после этого трижды касаются лбом пола, отдавая дань тем же трем основным составляющим их духовного учения. Если же в наборе храм предлагает золотые пластинки, их приклеивают к скульптурным изображениям Будды или монахов. Место для этого выбирают в соответствии с желаниями и чаяниями что-то получить или от чего-то избавиться.
Палочки для предсказания «сиамси»
Многие из тайцев не особенно долго находятся в помещении, чаще всего они приходят в храм в связи с намерением решить совершенно конкретную задачу, связанную со здоровьем или благосостоянием. Для получения ответов на свои вопросы местные жители прибегают к использованию нехитрого гадания с помощью специальных палочек. Это – безусловно не буддийская традиция. Потому что Будда был категорически против специальных заглядываний в линю судьбы, которые на самом деле отвлекают людей от проживания ситуации в настоящем с полным ее принятием независимо от того, что происходит.
Тем не менее эта традиция нашла свое место в казалось бы самом ортодоксальном духовном учении и, судя по всему, не собирается уступать свои позиции. Возвращаясь к гаданию, следует отметить, что каждая из палочек пронумерована от 1 до 28, и все двадцать восемь находятся в специальном стакане, который при выполнении процедуры нужно наклонить под углом приблизительно 45 градусов и потряхивать до тех пор, пока из него не выпадет одна из всего набора. Прочитав номер на палочке, гадающий должен подойти к специальному стенду, на котором размещены листочки с текстами. В них в иносказательной форме даются рекомендации или пожелания, а также трактовка сложившейся ситуации.
В случае если спрашивающий не удовлетворен полученной информацией, он может свернуть листок с предсказанием в трубочку и привязать к дереву у входа в храм. Это равносильно подаче в небесную канцелярию прошения о пересмотре своей судьбы.
Амулеты
Нередко в буддийских храмах, славящихся особенно известным настоятелем, организуют специализированные магазинчики по реализации амулетов, этим мастером выполненных. Они так же, как и святая вода, используются тайцами для охраны тела и души от негативного воздействия извне. Некоторые из амулетов выпускаются монахами по специальному случаю или назначению, для чего проводится особая церемония, на которую приглашаются известные монахи из нескольких монастырей. Традиция амулетоношения очень распространена в этой стране. Редко какой таец, не зависимо от возраста и пола, не носит на себе оберег. Подробно тема амулетов рассматривалась на страницах нашей газеты, а в настоящее время сообщение об этой уникальной традиции «выложено» на сайте компании.
Веревочки и браслеты на руку
Кроме амулетов в буддийском храме можно познакомиться с традицией повязывания специальных ниточек или плетеных браслетиков. Их назначение - оберегающее или «на удачу». Традиция эта очень древняя и уходит корнями в представление тайцев о двойственной природе сил, управляющих жизнью и смертью человека (кван и виньян). Та, которая способствовала его процветанию и здоровью иногда могла покидать владельца, и тогда тот заболевал. В данном случае к хворающему приглашали специалиста по возвращению жизненной силы. Для чего среди прочих манипуляций он повязывал клиенту веревочку на правую руку, по которой энергия возвращалась, а затем на левую, - чтобы не утекла обратно. В настоящее время для получение такого оберега в храме местные жители усаживаются на колени перед монахом, мужчины протягивают руку, которую его повязывают, женщины подставляют сложенные лодочкой ладони, куда монах его кладет. Любой посетитель храма при соблюдении вышеперечисленных правил поведения может стать обладателем подобного амулета.
Денежное дерево
Еще одним необычным для туристов элементом буддийского храма является денежное дерево. Выглядит оно довольно своеобразно: его основой является ствол банановой травы, в который втыкается специальные шпажки с отверстием, предназначенным для того, чтобы туда можно было поместить денежную купюру. Такие деревья выставляются во внутреннем помещении храма и каждый желающий может приколоть к нему свою денежную веточку, а иногда, при проведении специальных церемоний, уже полностью «оснащенное» дерево может преподноситься отдельной семьей в качестве материальной поддержки храму.
Данная традиция родилась из той части буддийской доктрины, которая касается отношения монахов к материальным ценностям и денежным знакам в частности. В настоящее время она находит отражение и в ежегодной церемонии Тод Пхра Бра, когда маленькое денежное дерево Пха Бра (phaa - одежда, brah- лес) преподносится монахам вместе с одеждой. По преданию, в те времена, когда жил Будда им не было разрешено получать одежду непосредственно из рук мирян. Поэтому монахам приходилось пользоваться брошеной одеждой или саваном умерших, кроя, сшивая и окрашивая его для своих нужд. Видя такое положение вещей, люди стали оставлять приготовленную для монахов робу просто в лесу. Те же, кто не могли предложить одежду, привязывали к веткам деревьев деньги.
Зачем у буддийских храмов стоят клетки с птичками, а в тех храмах, где есть водоемы - емкости в разной водной живностью?
Ответ простой. В бытовом понимании механизмов действия закона Дхармы (учени Будды), все обусловлено законом причинно-следственных связей. Сделал хороший поступок – получи отдачу в этой или следующей жизни. В небесной канцелярии ведется строгий учет и контроль. Поэтому благим делом считается выпускание животных в среду их естественного обитания. Птички – в небо, рыбки, черепашки и даже улитки - отправляются обратно в воду. В этом есть своя гармония! И заработок для тех, кто эту живность ловит.
Зачем делают и продают у храмов гирлянды из цветов?
Их преподносят статуям Будды или монахов - сподвижников, широко известных в этой стране, в знак выражения почтения и благодарности. А могут отнести в домик духов или подвесить на лобовое стекло собственного автомобиля или другого транспортного средства, чтобы обезопасить таковое от негативного воздействия извне, особенно злых духов (их наличие в тайской буддийской картине мира не вызывает ни у кого противоречий). Кроме того, сделанные из искусственных цветов гирлянды могут украшать и дерево Бодхи, которое является символом того дерева, под которым Будда достиг просветления более пяти веков тому назад. Поэтому оно - обязательный элемент любого буддийского храмового комплекса в Таиланде.
«Почетные» доски
Нередко на стенах буддийских, особенно провинциальных, храмов можно увидеть большие мраморные доски, прикрепленные к стенам, а на них – рядами идущие надписи. Они - представляют тех людей, на чьи пожертвования этот храм был возведен. Иногда при возведении нового храмового комплекса каждый желающий может внести свою посильную лепту в строительство, даже при скромном материальном положении, «купив» за символические деньги кусочек черепицы для крыши или облицовочного материала будущего здания. А за это на обратной стороне «именного подношения» можно поставить свою личную подпись.
Что за странные бутылочки и чаши с водой можно встретить в буддийском храме и для чего они служат?
Совершенно обычным элементом буддийских храмов Таиланде является «заряженная» вода, которая из простой по средством работы над ней (а она заключается в начитывании мантр) монахов и пропускания через специальный зарядный аппарат приобретает необычные свойства и может использоваться при лечении, умывании, окраплении монахами приходящих в храм мирян, обработке помещений, в которых, скажем так, не очень уютно живется, а также при приготовлении пищи в особых случаях. С процедуры окрапления или, точнее сказать, омовения статуи Будды в храмах начинается самый любимый тайский праздник -Новый Год, Сон Кран. Иногда такая заряженная вода храниться в больших глиняных емкостях, откуда все желающие ее наливают в бутылки или полиэтиленовые пакеты. Некоторые храмы «выпускают» специализированную воду, предназначенную для каждого дня недели. В этом тайская буддийская традиция близка к провославной христианской, где фигурирует понятие «святой воды», причем используемой практически для тех же нужд.
Для чего перед буддийским храмом выставляются чаши, в которых растут кувшинки и лотосы?
Да, в самом деле очень часто на территории храма можно увидеть вазоны, в которых растут водные эти растения. И их присутствие -это отголосок прекрасной легенды, согласно которой, в том месте, куда ступала ножка новорожденного Будды, появлялся цветок лотоса (лилии). Кроме того и само растение - это уникальный природный символ, потому как его корни – в земле, в грязи, стебель растет сквозь воду, а сам пахнущий цветок с лепестками лежит над водой и греется на солнце.
Именно из-за такой особенности роста цветка, он символизирует прогресс и развитие, совершенствование души от первобытной грязи и невежества материализма, через воды опыта, к яркому сиянию пробуждения и совершенства. Чистый, незапятнанный грязью цветок лотоса ассоциируют с чистым и совершенным духом лучших из людей. Душа невежественного и темного человека - как нераскрывшийся лотос. Когда же человек наполняется сокровищами буддистского знания, цветок лотоса распускается и расцветает. Поэтому Будда изображается сидящим на раскрывшемся цветке лотоса.