Монголия рассматривает Индию в качестве третьей страны-экспортера угля
Экспорт монгольского угля в Индию может решить проблему Улан-Батора, связанную с отсутствием выхода к морю.
Монголия и Индия предпринимают важные шаги для активизации экономической деятельности между Улан-Батором и Нью-Дели. На фоне перебоев с поставками австралийского угля в Индию, а также стремления Монголии диверсифицировать направления экспорта, две страны заключают новое соглашение, которое может привести к созданию новой линии поставок из Монголии в Индию.
В конце ноября правительства Монголии и Индии обсудили то, что могло бы стать крупной сделкой как для Улан-Батора, так и для Нью-Дели: экспорт коксующегося угля, который является важнейшим сырьем для сталелитейной промышленности Индии. Сделка касается двух конкретных компаний - JSW Steel и Steel Authority of India (SAIL), но в случае успеха она проложит путь и для других компаний.
Предварительный договор между Индией и Монголией, который в настоящее время находится на стадии обсуждения, предполагает экспорт «угля, меди и транзит этих полезных ископаемых». Учитывая, что Монголия не имеет выхода к морю, экономика страны нуждается в стратегическом взаимодействии с соседями для использования их торговых портов. Экспортные товары из Монголии в третьи страны будут проходить транзитом через Россию или Китай, и эти логистические цепочки будут учитываться при анализе затрат и выгод Индии.
В последние годы изменения в поставках австралийского угля в Индию и периодические напряжённые отношения между Индией и Китаем вынудили правительство Моди в Индии искать альтернативные источники угля. Таким образом, любая торговля углём между Индией и Монголией, скорее всего, будет осуществляться через Россию. Для Монголии эти геополитические напряжённые отношения и экономическое соперничество открывают лишь окно возможностей для достижения собственных экономических целей.
Поданным Международного энергетического агентства (МЭА), в период с 2000 по 2022 год потребление угля в Индии выросло на 219 процентов. Продолжающийся рост Индии и ее экономические цели требуют значительного увеличения потребления угля. После проблем с цепочкой поставок между Австралией и Индией в 2021 году индийская JSW Steel импортировала 8000 тонн высококачественного угля из Монголии в качестве тест-драйва, сообщил журнал Mongolian Mining Journal. В этом случае уголь перевозился через Китай. Для экономики Монголии, не имеющей выхода к морю, наличие Индии, крупного потребителя угля, в качестве клиента может существенно повлиять на доходы и развитие, а также привлечь внимание других мировых партнёров к Монголии как к экспортёру угля.
Сегодня около 90 процентов добываемого в Монголии угля экспортируется в Китай. Строительство железных дорог и улучшение транспортного сообщения способствуют экспорту Монголии не только в соседние, но и в третьи страны. Ожидается, что новые железные дороги увеличат экспорт до 14–17 миллиардов долларов в 2025–2028 годах и до 20 миллиардов долларов к 2029 году.
Учитывая расстояние, цены, налогообложение и железнодорожное сообщение Китай-Монголия, нет лучшего экспортного направления, чем Китай. В то же время масштабный финансовый и технологический переход Пекина на возобновляемые источники энергии окажет прямое влияние на экспорт угля Монголией, вынудив Улан-Батор искать других покупателей. Это ни в коем случае не заменит Китай в качестве основного покупателя, однако в долгосрочной перспективе Улан-Батору следует обеспечить альтернативные направления для своего экспорта.
За последнее десятилетие Монголия и Индия успешно использовали своё стратегическое партнёрство для запуска множества экономических проектов. Инвестиции Индии в первый в Монголии нефтеперерабатывающий завод являются одним из ярких примеров. По данным Управления минеральных ресурсов и нефти Монголии, ожидается, что нефтеперерабатывающий завод снизит зависимость от импорта топлива и сократит отток иностранной валюты на 20 процентов, а также увеличит доходы бюджета Монголии на 150 миллионов долларов. Предполагается, что нефтеперерабатывающий завод мощностью 1,5 миллиона тонн в год начнёт работу в 2026 году.
В 2019 году во время государственного визита президента Монголии Х.Баттулги в Индию две страны подписали несколько соглашений, которые укрепили их связи в различных сферах, включая освоение и использование космического пространства, культурные обмены, животноводство и повышение эффективности реагирования на стихийные бедствия.
В соответствии с политикой Улан-Батора в отношении «третьего соседа» и экономическими целями Монголия постоянно ищет различные способы увеличения экспорта, привлечения инвестиций и сохранения своей значимости на мировой арене благодаря обилию природных ресурсов. Правительство Монголии во главе с премьер-министром Л.Оюун-Эрдэнэ продвигает программу диверсификации, а также укрепляет всестороннее стратегическое партнёрство с Россией и Китаем.
Эти усилия дополняют геополитические сдвиги и появление новых торговых путей, которые Монголия не контролирует и к которым не имеет прямого доступа. Однако экспорт монгольского угля в Индию может решить проблему Улан-Батора, связанную с отсутствием выхода к морю.
Поскольку в 2025 году Монголия и Индия будут отмечать 70-летие установления дипломатических отношений, сотрудничество между Улан-Батором и Нью-Дели будет расширяться в экономической, торговой, научной, технической и гуманитарной сферах. Экономическое партнёрство двух стран, в частности экспорт монгольского угля в Индию, может создать новый торговый маршрут, который Улан-Батор сможет использовать в более широких масштабах.
Фото: thediplomat
Источник: thediplomat
В сюжете: МонголияИндияугольэкспорт углямеждународная торговля