Выставка известного калмыцкого графика Дмитрия Санджиева проходит в Москве
28 октября 2014 года в залах Российской академии художеств состоится открытие выставки произведений народного художника РФ, действительного члена Российской академии художеств Дмитрия Н.Санджиева.
Дмитрий Санджиев - один из ведущих художников-графиков и живописцев современного отечественного искусства. Он ярко проявил себя сразу по окончании в 1981 году Московского государственного художественного института им В.И.Сурикова, когда шесть листов из его дипломной работы «Вдова чабана» приобрела Государственная Третьяковская галерея, оставшиеся три вошли в коллекцию известной фирмы «Фабер-Кастель» (Германия), наградившей автора специальной премией.
Универсальное дарование Санджиева, проявившееся в различных областях графики - от развернутых тематических циклов до книжной иллюстрации, с не меньшей силой воплотилось в сфере живописи. В 2008 году творчество художника было отмечено золотой медалью и дипломом Российской Академии художеств.
За свою творческую жизнь Д.Н.Санджиев принял участие в более чем 170 выставках в России и за рубежом, входил в состав и возглавлял жюри значительных международных конкурсов (Второй Московский фестиваль искусств «Традиции и современность», 1-й Международный салон искусств «Путь единства», был председателем жюри I-го Международного Фестиваля графики «Vita-Art-Time – 2013» в Волгограде).
Принесенный в дар делегацией российских парламентариев Конгрессу США квадриптих Д.Н.Санджиева «Расколотое время», посвященный годовщине трагических событий в США 11 сентября 2001 года, был с благодарностью принят Спикером Конгресса
Дж. Денисом Хастертом и помещен в экспозицию Конгресса США.
В 2009 году художник передал 35 своих произведений в дар городу Кемерово и был награжден медалью «За веру и добро» губернатора Кемеровской области за активную благотворительную и общественную деятельность.
В постоянной экспозиции Центрального Дворца шахмат и Сити-Чесс (Калмыкия) и Художественном музее Республики находятся подаренные Д.Н.Санджиевым 4 живописные работы и более 20 графических листов мастера, в 2009 году он был удостоен медали «Навеки вместе» в память о 400-летии вхождения Калмыцкого народа в состав Российского государства.
Работы Д.Санджиева находятся в собраниях крупнейших музеев России, США, ФРГ, Швеции, Австрии, Норвегии и других стран, во многих частных коллекциях.
«Очень просто делать то, что нравится публике, рисовать то, что она узнает, не задумываясь. Привычное приятно человеку; новое заставляет напрягать сознание и воображение, порой даже вызывает отторжение. Во время первых выставок импрессионистов посетители негодовали: мол, где это видано, чтобы деревья были фиолетовыми, апельсины - синими, а небо - цвета свежего масла! Но прошло время, и мы видим мир и таким, каким показали его импрессионисты... Они раскрасили мир таким множеством оттенков, так сместили контуры предметов, вдохнув в них трепетание жизни, что реальный мир перед нашими глазами раскрылся, расцвел, стал зыбким, неистовым, вечно меняющимся, мы заново открыли его для себя. Точно так же преображают наше сознание работы Дмитрия Санджиева. Он идет оригинальным путем, не копируя предшественников, создавая на своих полотнах и графических листах новый мир.
Разумеется, Санджиев блестяще владеет всем арсеналом художественных средств - прямая перспектива, обратная перспектива, композиция, ритм, пластичность цвета. Любая из линий его рисунков кажется совершенной благодаря сочетанию открытой пластичности и жесткой завер¬шенности. При этом «суверенные» линии не разрушают, а собирают картину в единое целое своими силовыми полями. Декоративность стиля освобождает художника от диктата «похожести». Но в том и состоит парадокс искусства: чем дальше от правдоподобия, тем ближе к правде. А правда в картинах Дмитрия Санджиева - это образная фантазия, ведущая к поискам гармонического начала бытия. Стремясь передать дух нашего времени с его усложнившимися социо-культурными "кодами" через образы мировой культуры, художник насыщает свои работы запасом смыслов и ассоциаций, не всегда прямо вытекающих из реального значения сюжетов.
«Входя» в космическую колыбель линий, красок, ритмов Дмитрия Санджиева, ощущаешь, как выражается метафизическое бытие человека. Выражается через великое и, может быть, главное сокровище человечества - мифологию. Мифы разных времен и народов свободно перекликаются в картинах Санджиева, не противореча друг другу, а напротив, полнее раскрывая свое сокровенное значение. Не страшны даже жутковатые "кафкианские" сюжеты - они скорее заставляют тосковать об утерянном нами чувстве единства мира.
Судьба Санджиева сложилась так, что в его мироощущении переплелись природа и город. Восток и Запад. Калмык по национальности, он родился и вырос в суровой Сибири. На историческую родину - Калмыкию - Дмитрий попал уже юношей. Затем - учеба в Ярославле и Москве, путь творческого взросления, общественное признание, множество выставок в России и за рубежом. Сегодня работы Санджиева находятся в ряде известных музеев мира, в т.ч. в Третьяковской галерее, в собраниях российских и зарубежных коллекционеров.
Судьба сделала Дмитрия Санджиева художником, душа которого открыта всему миру. Его творчество впитало в себя элементы язычества, буддизма, ислама, христианства... Здесь нет никакого противоречия; ведь в каждой из великих религий мира есть общие идеи, общие мифологемы, общие образы.
Художник задумал и начал осуществлять грандиозный проект «Древние цивилизации» - цикл работ, в которых осмысляется путь последних тысячелетий, пройденный человечеством.
Девизом проекта "Древние цивилизации" могла бы стать фраза: «Через настоящее - в прошлое, через прошлое - в будущее!» Там, за гранью веков, за завесой времени скрыта мудрость мудрых. Каждое поколение заново открывает для себя вечные истины добра и зла, подвига и предательства, любви и ненависти, рождения и смерти.
Язык мифа - универсальный язык. Только ему дано так кодировать информацию, что она неискаженная проходит сквозь тысячелетия, как лазерный луч. Но мы, современные люди, не всегда способны найти ключ к расшифровке мифа, потому что она, эта расшифровка, требует не математического анализа, а образного, художественного осмысления. Здесь и проявляется удивительная способность Дмитрия Санджиева с помощью цвета и линии прозревать в сиюминутном - вечное, а через вечное говорить о повседневном. Люди, звери и ангелы (кто-то назовет их инопланетянами) в работах Санджиева условны и все же легко узнаваемы. Для художника изображение - символ реальности и в то же время сама реальность. Так реализуется сверхзадача художника, стремящегося сквозь оболочку мира проникнуть в его сердцевину.
В калмыцком народном эпосе есть образ мощного батыра (богатыря) Джангара. Это своего рода степной Адам, - предок всех людей, первый человек. Родившийся в мифические «начальные времена», Джангар долго странствует по земле, по верхнему (небесному) и нижнему (подземному) мирам, совершая различные подвиги. Как в эпосе о Джангаре можно обнаружить переклички с подвигами героев древних легенд - Геракла, Ильи Муромца, Гильгамеша, - так и в сюжетах картин Санджиева мы найдем отголоски многих мировых мифов, легенд, сказаний. Важно не только то, что художник напоминает нам о них - важно то, что это заставляет нас, живущих в ХХ1 веке, задуматься о смысле нашего существования.
Уносимые ветром космического одиночества, отрываемые друг от друга мыслями о телесной бренности, страдающие от войн и распрей, люди, звери и ангелы на картинах Дмитрия Санджиева спасаются общностью, которую невозможно выразить словами. Они понимают и принимают мир молча - в его очищающей трагедийности. Способны ли мы, зрители, усвоить этот урок высокого молчания?».
Источник: Российская АХ