Бурятских улигершинов нарекли "медиумами"
Улигершин – медиум, человек между мирами. Для того, чтобы он решил выступить перед публикой, должен быть особый резон.
Сарафанное радио
Буряты верили, что талант рассказчика – это знак особой связи с сакральным миром. А одарив кого-то из людей больше других, духи не оставляют счастливца на произвол судьбы. Всю дальнейшую жизнь они «присматривают» за подопечным, подавая ему знаки, которые важно не пропустить. Самый очевидный канал связи – сновидения. Именно во сне улигершин получал подсказку – пора исполнять улигер – народный героический эпос.
- Улигершин – медиум, человек между мирами. Для того, чтобы он решил выступить перед публикой, должен быть особый резон, – поясняет опытный сказитель, заместитель директора по науке Этнографического музея народов Забайкалья Баир Гомбоев, – О том, что сегодня будут чтения особо не объявлялось. Улигершин мог сказать кому-нибудь из односельчан как бы между делом, что намедни, к примеру, видел особый сон, и все село понимало: надо собираться на представление.
Хочешь жениться? Спроси меня как!
Самый известный и почитаемый бурятами героический эпос, вершина устного народного творчества – «Гэсэр» – появился в середине прошлого тысячелетия. Первые улигеры – в начале нашей эры. Основная тема всех без исключения эпических сказаний - победа героя над злыми силами, борьба сильной личности за общее благо. Хранителями народной мудрости выступали улигершины, собиратели фольклора и исполнители улигеров. Некоторые сказители жили на одном месте, радуя своим искусством ближайших соседей. Другие, подобно европейским трубадурам, странствовали из деревни в деревню. В любом случае, почет и уважение слушателей им были гарантированы: по всей Бурятии талант улигершинов ценился очень высоко. Шутка ли – сказители держали в памяти сотни тысяч строк легенд, владели, как минимум, двумя музыкальными инструментами, умели пользоваться различными, как сейчас бы сказали, вокальными техниками. Да еще и с духами общались без посредников!
- Хотя основными специалистами по сакральному считались шаманы, бывали ситуации, когда было предпочтительнее за помощью обратиться к улигершину, - делает экскурс в историю собеседник «НА», - Как и кузнецы, сказители часто владели особыми обрядами, такими, каких и шаманы не знали. А универсальность их знаний позволяла более гибко воспринимать проблемы людей.
Поэтому, за советами в самых сложных ситуациях, шли к улигершинам. Например, именно сказители оценивали брачный выбор односельчан, отговаривая соседей и соседок от союзов, которые могут принести лишь несчастье. При этом, опирались старцы не только на подсказки духов, но и на исторические факты: большинство улигершинов отлично знали историю всех родов и семей, проживающих в их районе.
Девять ночей без сна!
Когда приходила пора исполнять улигер, такие понятия как пространство и время уходили на второй план. Выступали сказители исключительно по ночам, с появления луны на небе и до первых лучей солнца. Каждый улигер насчитывает от 10 до 25 тысяч строк. Например, на то, чтобы полностью прочитать «Гэсэр» требуется целых девять ночей! При этом, на бессонную декаду никто не роптал, наоборот присутствовать на чтении считалось большой удачей. Тем более, что все знали – за «Гэсэр» улигершины принимаются лишь в особые моменты: перед облавной охотой, ответственным сражением или другим важным событием.
Учеников в прямом смысле этого слова древние сказители не признавали, но с младшим поколением знаниями делились охотно.
- Дедушка-улигершин сразу замечал, когда у кого-то из его сыновей или внуков был особый дар. Привечал такого ребенка. Разъяснял ему непонятные моменты. Наблюдал за его реакциями, - раскрывает секреты педагогики прошлых веков Баир Цыремпилович, - А после смерти дедушки молодой улигершин был готов продолжить семейное дело.
Слет Василис прекрасных
На родине бурятов и в других регионах, где проживают представители этой национальности, регулярно проходят конкурсы мастерства среди современных сказителей. Принять участие в подобном смотре может любой, кто чувствует в себе талант улигершина. Причем, лауреатами и победителями иногда становятся совершенно неожиданные фигуры. Например, в 2007 году лучшим улигершином Эхирит-Булагатского района был признан 14-летний школьник Константин Хангуев. На традиционный образ бородатого старца юный житель деревни Корсук никак не похож, что не помешало ему покорить сердца взыскательного жюри. В большинстве случаев, как и века назад, ремесло улигершина представители младшего поколения перенимают у старших. Правда, Баир Гомбоев уверен – чтобы сохранять традиции в полном объеме, требуется научный подход:
- Я учился на кафедре этнологии и фольклора, у этнокультуролога и этномузыковеда профессора Дугарова Дашинимы Санжиевича, который всю жизнь собирал древние песни и сказания. Он передал нам, своим ученикам, не только знания по этнологии и фольклористике, но и школу исполнения улигеров, - вспоминает практикующий сказитель, - Мы пять лет ездили по всей этнической Бурятии общались с истинными носителями культуры, старыми улигершинами. Сейчас сказителей стало очень много, но большинство из них просто следуют моде на этнику, не вникая глубоко в вопрос. Им не хватает академических знаний из области истории и культурологии.
Получить начальное представление о бурятском фольклоре и его носителях, рассмотреть традиционную утварь и даже послушать профессионального улигершина все желающие могут в Этнографическом музее народов Забайкалья города Улан-Удэ, где работает тематическая выставка «Один день из жизни сказителя-улигершина».
Справка
Ме́диум — чувствительное физическое лицо, которое, как считают последователи спиритуализма, служит связующим звеном между двумя мирами: материальным и духовным. Практика медиумизма также используется в вуду, кандомбле, умбанде и других эзотерических традициях. Согласно определению Джеймса Максвелла медиум — «человек, в присутствии которого могут наблюдаться психические явления». Гюстав Желе писал: «Медиум — человек, составляющие элементы личности коего — ментальные, динамические и материальные — способны к моментальной децентрализации». Против подобных определений резко возражал Ф. У. Х. Майерс: термин «медиум» он считал «варварским и двусмысленным». Считая, что многие явления связанные с медиумизмом являются в действительности проявлениями подсознательной деятельности, он предлагал называть таких личностей «автоматистами» («automatist»). Профессор Пьер Жане в книге «L’Automatisme Psychologique» употреблял по отношению к медиумам термин «les individus suggestibles», считая, что они находятся под контролем не потустороннего «духа», но — идеи или внушения, либо внутреннего происхождения, либо привнесённых извне.
Источник: Национальный акцент
В сюжете: Бурятияшаманымедиумыулигершины